- Были бы деньги, купил бы профессиональную машину. Но импортный трактор уже стоил порядка семи миллионов рублей. Такую технику еще выпускает белорусский завод, но у их трактора клиренс составляет 1,5 метра, а нам нужно, чтобы он был 1,8 метра. Кроме того, у их машины ширина колеи 2,1 метра, а нам требовалось 2,8 метра, - объясняет изобретатель. - В работе мне помогали фрезеровщик и сварщик. Мы за основу взяли трактор МТЗ. Использовали разные запчасти, например рулевую трапецию позаимствовали у КамАЗа, а платформу сварили сами.
Необычный трактор похож на верблюда. У него относительно небольшие колеса, от них на высоту почти два метра поднимаются столбы-подставки, на которых располагаются кабина, отсек с двигателем и своего рода балкон. Изобретение ставропольских Кулибиных непосвященным покажется странным, однако садоводы сразу поймут, что к чему.
Трофимов пояснил, что пространство между рядами с саженцами нужно обрабатывать от сорняков и рыхлить, чтобы в почву попадали воздух и влага. Подходят для такой работы только высококлиренсные тракторы с базой достаточной ширины.
Собрав свою машину, руководитель хозяйства неплохо сэкономил, сохранив предприятию несколько миллионов рублей. Кроме того, запчасти, оставшиеся после модернизации трактора, тоже не пропали даром, а пошли на доработку другой машины, что увеличило выгоду.
Но тут было не одно лишь желание сэкономить. Александр Трофимов рассказал, что его вторая специальность - агроном-овощевод, первая же - инженер. Фермер считает, что она весьма пригодилась ему при ведении хозяйства. Необходимость что-то механизировать возникает постоянно, а наличие нужных навыков упрощает работу. Кроме того, инженерный склад ума оказывается полезен, когда идет борьба за рост урожайности.
Впрочем, всерьез заниматься изобретательством Александр Трофимов не намерен. Он даже не запатентовал свои наработки. Не готов делать и машины на заказ.
- Я - сельхозпроизводитель, и заниматься другой работой особо времени у меня нет. Кроме того, когда делаешь оборудование на заказ, нужно иметь четкое техзадание. Но если кто-то обратится за помощью, готов подсказать, что к чему. Тем более сейчас есть идеи, как и что в моем тракторе можно улучшить.
Впрочем, не исключено, что инженерные навыки в ближайшее время будут требоваться аграриям все чаще из-за сложившейся ситуации с логистикой. Ведь некоторые производители сельскохозяйственных агрегатов вообще ушли с российского рынка. И уже сейчас требуется потратить немало времени и сил, чтобы найти запчасти и оборудование. Тут, как считает Трофимов, даже изобретательство не всегда поможет.
- Если в хозяйстве есть импортные машины, приходится туго. Запчасти не поставляют, изготовить их практически невозможно. А запас прочности у заграничных машин невелик. Если вышла из строя, например, коробка передач, что делать? Где взять оригинальную? В итоге машина превращается в металлолом, - посетовал аграрий и добавил, что в нынешней ситуации всем придется переориентироваться на отечественную технику.