Какие фильмы отметили на фестивале неигрового кино "Россия"

Фестиваль живет в столице Урала сказочный срок - ровно тридцать лет и три года, и по нему, как по годовым кольцам на дереве, можно изучать историю современной России - смотреть в экран, как в зеркало, каждый раз видя собственное отражение.
Приз "РГ" вручили режиссеру Олегу Некишеву.
Приз "РГ" вручили режиссеру Олегу Некишеву. / Татьяна Андреева/РГ

Вот, к примеру, наиболее любимые участниками призы зрительских симпатий. В этом году их получили четыре ленты - "НЕрасставание", "Ковчег", "Испанская кровь" и "Святой архипелаг". Что же вызывает наибольшие симпатии и интерес публики? Взаимные претензии супругов, расставшихся 30 лет назад; жизнь обитателей Кавказского заповедника; истории испанских детей, увезенных в 30-е годы прошлого века в СССР; праведная жизнь братии Соловецкого монастыря. Вот такими были мы, зрители, в пылающем 2022-м.

Среди героев других награжденных картин - семья, спасающая чужих детей от сиротства; собравшиеся на профессиональный праздник оленеводы; россияне, обсуждающие феномен толерантности; баскетболистки, переживающие трудности пубертатного периода… А Гран-при в этом году достался московским режиссерам Юлии Серьгиной и Арсению Кайдацкому за фильм "Уральское дерби", посвященный извечному соперничеству двух главных хоккейных команд Челябинской области - "Трактора" и "Металлурга". Вот такими в "зеркале кино" 2022 года останутся профессионалы, увидевшие именно в этой почти полуторачасовой картине вершину мастерства в кинодокументалистике. Им, конечно, виднее.

Хотя будем справедливы: нашлись и те, кто успел не только заметить, как резко изменилась наша реальность в конце февраля, но и отразить это в своем творчестве. Приз за лучший дебют получил студент ВГИКа Никита Сташкевич за пронзительный фильм "Квартет" о том, как в Донецке учительница музыки продолжает работать с детским скрипичным квартетом, отчаянно скрывая личную трагедию и своим примером, верой помогая воспитанникам пережить ужасы войны.

Свой приз "За умение видеть главное" по традиции вручила и "Российская газета". Наш выбор пал на фильм "Театр военных действий". Герои режиссера Олега Некишева - музыканты, вокалисты, артисты театра "Донбасс Опера" и Донецкой филармонии. Самый стойкий зритель не сдержит слезы, наблюдая, как Франсуа Мод д"Эме, солист Донецкой филармонии и солдат армии ДНР, отложив автомат, на руках несет из подвала в квартиру на пятом этаже парализованного старика - в доме остались только женщины, им эта ноша не под силу. "Мы должны защитить русский мир", - говорит с экрана Франсуа, и в этот момент он более русский, чем любой диванный патриот.

- Сюжет я не придумал, мне его дала сама жизнь, - рассказывает Олег Некишев. - Группа нашего телеканала RT Documentary работала на Донбассе с первых дней СВО, и меня поразило, что люди, которые не могли даже представить, что будут связаны с войной, пошли воевать за свою землю.

"Театр военных действий" отметило и жюри спецпризом "За правдивое воплощение на экране темы войны и искусства".

О том, что неигровое кино в целом "не вписывается в культурную повестку", говорят со дня основания фестиваля. Нет в стране кинозалов, где шло бы документальное кино, его упорно не замечают федеральные телеканалы. И кочуют прекрасные, умные фильмы по фестивалям, становятся широко известными в узком кругу. А снимают их, между прочим, на гранты минкульта. Есть деньги, качественный, нужный стране продукт, есть зрители… И 33 года отсутствует звено в этой цепочке. Почему так происходит?

Тем временем

Удивительный подарок любителям кино преподнесли организаторы Фестиваля советской культуры, который проходит в Екатеринбурге с конца сентября, - спецпоказ фильма Дзиги Вертова "История гражданской войны", причем на полмесяца раньше российской премьеры. Картину представил историк отечественного кино Николай Изволов, восстановивший ее буквально из архивной пыли.

Дзига Вертов - один из создателей кинодокументалистики, величайший режиссер и мечтатель, имел твердое намерение превратить кинохронику в искусство и осуществить "коммунистическую расшифровку мира". "История гражданской войны" была смонтирована из отрывков кинохроники, снятой в 1918-1921 годах. В том же 1921-м состоялся единственный сеанс (закрытая премьера), после которого картина… исчезла. Сам режиссер понятия не имел, где ее искать. Причин множество, в том числе - герои фильма. Мы видим на экране молодого ухмыляющегося Нестора Махно, высокомерно позирующего адмирала Колчака, Буденного, только что получившего из рук Калинина наградное знамя, улыбающегося Кирова, принимающего парад серьезного Орджоникидзе, купающегося во всеобщем внимании Троцкого, окруженную мужчинами Ларису Рейснер.

А еще - кадры Кронштадского мятежа, подрыв складов динамита, последствия взрыва "адской машины", брошенной анархистами в зал заседаний РКП, летучий пулеметный отряд, бомбометчики, бронепоезд, штыковая атака, трупы на улицах, похороны товарищей под бравурные марши. Колоссальная мозаика событий складывается в картину трагической эпохи.

Николая Изволова называют "киноархеологом". Благодаря ему вторую жизнь дали "Проекту инженера Прайта" Льва Кулешова, "Женитьбе" с Эрастом Гариным и ряду других кинолент.

- Реставратор, как хирург: он не может пришить человеку, скажем, третью ногу, - говорит Изволов. - Передо мной стояла задача восстановить фильм именно в таком виде, в каком его показал Вертов в 1921 году.