Обозреватель "РГ" поговорила с Петром Тодоровским, который в этой картине и автор сценария, о том, что он вкладывал в это кино, а также - зачем сегодня зрителю романтическая комедия. А еще расспросил Петра об его новом фильме "Здоровый человек", который вскоре должен появиться в кинотеатрах страны. Эта картина в начале сентября выиграла главный приз в новом конкурсе "Русские премьеры" 44-го Московского международного кинофестиваля.
Петр, если я правильно понимаю, фильм "Лавстори" вы снимали несколько лет назад, а в прокат он вышел только сейчас.
Петр Тодоровский: Да, он полежал на полке. На картине были серьезные финансовые и юридические проблемы. Половина съемочной группы до сих пор не получила зарплату. Только спустя пять лет продюсеру удалось выпустить наш фильм в кинотеатрах. Искренне надеюсь, что по итогам проката он сможет расплатиться с группой.
Ржавеет ли первая любовь?
Петр Тодоровский: Ржавеет, конечно (смеется). Это романтическая фантазия, что первая любовь не ржавеет, что она живет в сердце всю жизнь. К сожалению или к счастью, люди с годами очень меняются. К тому же то первая любовь далеко не всегда бывает главной в жизни человека и самой сильной и серьезной. Поэтому мой ответ да, ржавеет.
"Лавстори" - это же был ваш режиссерский дебют? Уже потом появились и сериал "Полет", и фильм "Здоровый человек", правильно?
Петр Тодоровский: Да, так и есть.
На мой взгляд, фильм "Лавстори" получился такой настроенческий, атмосферный. И герои в нем говорят как бы ни о чем, но в то же время - о самом главном. И за легкостью рассказа чувствуется самое важное - то, что определяет жизнь. Почему вам захотелось сделать дебют именно таким, рассказать именно такую историю? Вы сами были в каком-то романтическом состоянии ?
Петр Тодоровский: Вы знаете, я действительно тогда был немного другим человеком, и поэтому люблю этот фильм, и очень дорожу и им, и тем состоянием, в котором я тогда находился.
Нельзя сказать, что у меня было прямо какое-то романтическое состояние, нет. Но легкомысленное, светлое чувство во мне тогда еще жило. Хотелось перенести его на экран, и, надеюсь, отчасти мне это удалось.
А ваши слова о том, что герои болтают ни о чем и обо всем, и при этом есть атмосфера и светлое чувство - это как раз то, чего я тогда хотел добиться, и то, что сейчас у меня почему-то, к сожалению, не получается.
Хочу уточнить по сюжету. До встречи в лимузине герои реально были знакомы раньше, или они играют в игру, что знали друг друга?
Петр Тодоровский: Они действительно были знакомы.
Тогда поездка в лимузине оказалась случайной или подстроенной специально?
Петр Тодоровский: Их встреча и поездка - случайные абсолютно, но они раньше были знакомы и встречались.
Скажите, пожалуйста, почему Петров?
Петр Тодоровский: Потому что мне показалось, что он отвечает всем требованиям, необходимым для этой роли. Задам встречный вопрос - какие требования к этой роли, с вашей точки зрения, должны были быть, чтобы их предъявлять Саше Петрову?
Просто Петров - очень раскрученный актер. Я не знаю, был ли он на тот момент таким популярным, но интересно.
Петр Тодоровский: Если вам интересно, брал ли я Петрова только из соображения его звездности - нет, я так не работаю. На роль пробовались и другие артисты - и звездные, и не очень. Но во-первых, он меня покорил своей энергетикой. Во-вторых, и это было видно на пробах, он как-то по-новому сыграл. Это необычная для него роль, где он - уязвимый, человечный. Для меня это было важно.
Такой вопрос у меня возник еще и потому, что параллельно с фильмом "Лавстори" я смотрела сериал Валерия Тодоровского "Надвое" - он как раз сейчас выходит на more.tv и Wink. И уж, видимо, так сложились звезды, что и там играет Петров, и тоже влюбленного и уязвимого человека.
Петр Тодоровский: Я не смотрел сериал "Надвое". А фильм "Лавстори" снял шесть лет назад.
Когда зрители смогут посмотреть вашу новую картину "Здоровый человек"? Там была неясная ситуация с прокатом.
Петр Тодоровский: Уже прояснилась. Скоро мы объявим дату.
По отношению к обоим фильмам хочу спросить - почему сегодня людям будет их интересно смотреть. Например, "Лавстори": многие, как вы, изменились, и у них из жизни ушла куда-то романтика, легкость бытия и так далее.
Петр Тодоровский: Это очень разные фильмы. И, кстати, по этим двум картинам как раз можно и проследить, что происходит у меня в жизни.
"Лавстори", наверное, будет интересен тем, кто захочет сейчас отвлечься. "Здоровый человек" - наоборот - вовлечься. Все-таки в этом фильме говорится о каких-то важных вещах, касающихся нас самих, нашей жизни. Он отвечает на вопросы - зачем жить, для чего? Здесь отвлечься, наверное, не получится. Если вы смотрели фильм...
...Смотрела. Была на премьере на Московском кинофестивале и даже была на моменте награждения, когда вы вышли на сцену и сказали: "Вот он - я!".
Петр Тодоровский: Да. По-моему, получилось ужасно глупо, но я не ожидал (смеется).
Фильм "Здоровый человек" он - о совести?
Петр Тодоровский: Да, наверное. Это фильм о нравственном беспокойстве и о человеке, который его испытывает.
Вы не первый, кто говорит мне эту фразу о фильме "кино морального беспокойства". А что такое "моральное беспокойство"?
Петр Тодоровский: Совесть и есть. Просто в слове "совесть" есть некое требование к человеку, а "моральное беспокойство" - это состояние, и это определение звучит помягче.
Выгодно ли сегодня быть морально беспокойным? Это же приносит на самом деле - и это видно по герою вашего фильма, которого играет Никита Ефремов, невероятное количество проблем. И это при том, что у него моральное беспокойство случилось, что называется, еще в мирной жизни.
Петр Тодоровский: Смотря о какой выгоде вы говорите?
Я имею в виду, что когда морально не беспокоится человек, ему легче живется, когда он думает только о себе.
Петр Тодоровский: Да, безусловно. Но есть категория людей, для которых все-таки важно стараться быть человеком, и внутренняя их жизнь не менее важна, чем внешняя. Для них, разумеется, в этом самом моральном беспокойстве есть выгода, если говорить грубо. Состоит она в том, что они чувствуют, что кому-то нужны, ощущают полноценность жизни, и в этом польза для них. Ради этого они согласны вынести все трудности, которые им приходится преодолевать - в отношениях с коллегами, близкими и остальные.
Над чем вы сейчас работаете?
Петр Тодоровский: Сейчас я взял паузу.
Эта пауза намеренная, с вашей стороны, или так сложились обстоятельства?
Петр Тодоровский: Просто ищу новый проект, который бы был мне интересен.
Вам интереснее снимать фильм или сериал, или без разницы?
Петр Тодоровский: Нет, разница очень большая, безусловно. Но интересно снимать и то, и другое.
Вы - представитель известной кинематографической династии, внук режиссера Петра Ефимовича Тодоровского. Почему вы официально не называете себя Петр Тодоровский-младший. Как Алексей Герман-младший, например?
Петр Тодоровский: Я думаю, что те, кто помнит Петра Ефимовича, и так знают, что я младший. А те, кто не помнит, им все равно. Но я не имею ничего против, если меня называют Тодоровским-младшим. Называйте, как считаете нужным.
Валерий Тодоровский, сериал которого "Надвое" сейчас украшает собой онлайн-кинотеатр more.tv, уже объявил о новом проекте - сериале "Кеша". Правда, в нем Тодоровский продюсер. Вместе с коллегой - Игорем Мишиным снимают новый проект для онлайн-кинотеатра Kion. А режиссер в нем Константин Богомолов. Он же сыграет главную роль - мужчину по имени Иннокентий, который не умеет расставаться с женщинами. В главных женских ролях Юлия Снигирь, Александра Ребенок, Юлия Александрова, Василиса Перелыгина. По жанру сериал - ироничная драма о непростых отношениях четырех женщин и одного мужчины, сценарий которой написала Анна Козлова. Напомним, что Козлова работала с Тодоровским-продюсером над сериалом "Садовое кольцо".