Как изменились сборы российского кино за рубежом со времени начала спецоперации

За первое полугодие 2022 года сборы российских фильмов за рубежом кардинально изменились. Франция - страна, которая продемонстрировала наиболее высокие показатели в этом отношении. Согласно статистике, которую приводит индустриальное издание "Бюллетень кинопрокатчика" (БК), всего во Франции было заработано 660 тысяч долларов. Больше 70% этой суммы обеспечил один фильм - "Уроки фарси". Он стартовал во французском прокате еще 19 января и заработал там почти 470 тысяч долларов.
Кадр из фильма Вадима Перельмана "Уроки фарси", который показал наиболее высокие сборы из российских картин в этом году во Франции.
Кадр из фильма Вадима Перельмана "Уроки фарси", который показал наиболее высокие сборы из российских картин в этом году во Франции. / Hype Film

Напомним, что фильм режиссера Вадима Перельмана сделан совместно Россией, Германией и Балоруссией. Рассказывает лента о немецком концлагере времен Второй мировой, когда один из заключенных назвался персом и обучил начальника вымышленному персидскому языку. Премьера фильма состоялась в 2020 году на Берлинале. В России его впервые показали весной 2021 года.

За первое полугодие 2022 года в зарубежный прокат вышла 41 российская картина. За аналогичный период 2021 года иностранные зрители увидели 46 российских фильмов. Однако, в целом сборы отечественного кино за пределами РФ и СНГ во втором квартале 2022 года составили лишь 0,7 млн долларов. БК фиксирует, что отставание по сборам в 2022 году достигло 63,9%. Доля международной кассы от выручки отечественного контента на родине снизилась по итогам двух кварталов до 5,1%. Годом ранее она составляла 10%.

Помимо Франции, в пятерку главных зарубежных рынков для российского кино по итогам полугодия вошли Мексика (сборы составили $544 тыс.), а также- Перу, но со значительным отставанием ($297 тыс.). На четвертом месте по сборам Германия, на пятом - Колумбия, потеснившая занимавший это место в начале года Китай. Вхождение Колумбии в пятерку лидеров специалисты связывают с выходом в этой стране хоррора "Тварь" Ольги Городецкой, заработавшего здесь $76 тысяч долларов - больше половины всех сборов по этой стране. Китай на прокате российского кино заработал $178 тысяч.

В пятерку российских фильмов, которые наиболее успешно прошли за рубежом в этом году, помимо картин "Ряд 19" (собрал полтора миллиона долларов) и "Уроки фарси", входят мультфильмы "Бука. Мое любимое чудище" и "Пиноккио. Правдивая история". А также серия "Большой балет".

Мультфильм "Бука. Мое любимое чудище" входит в пятерку российских лидеров проката за рубежом. Фото: СТВ
Компетентно

Катерина Пшеницына, эксперт по международным продажам

"На самом деле факт, что Франция оказалась основным прокатным рынком для РФ кино в этом периоде, это скорее исключение. Франция традиционно остается территорией, где фестивальное кино работает отлично в кинотеатрах, там всегда выходят в прокат наши фильмы, которые вошли в программу крупных фестивалей. Это так и есть, но касса их обычно не так велика, чтобы занимать первые строчки. Если посмотреть на похожую статистику прошлых лет, обычно самые большие сборы российскому кино приносил китайский рынок, и речь шла о миллионах долларов.

К сожалению, китайский медиарынок сильно изменился в последние два года, в том числе и по причине длительных ковидных ограничений. Сейчас он очень сильно ушел в онлайн. Китайские прокатчики уже не так охотно готовы выпускать в прокат фильм на иностранном языке, потому что вклад в рекламный бюджет нужен достаточно большой. Даже количество независимых дистрибьюторов, которые ищут прокатные права, сильно сократилось. Кто-то перестал существовать в пандемию, а кто-то - переквалифицировался в дистрибуцию контента для онлайн-платформ. За последние полтора года из заметных релизов нашего кино в Китае стоит отметить только "Пальму", которая вышла в прокат там недавно, но и то результат несопоставим с допандемийными цифрами. В то же время интернет-площадки охотно экспериментируют с российским кино, пробуют разные жанры. Раньше их интересовали только экшн и военное кино, но в последнее время стали экспериментировать даже с комедиями - а это наименее экспортируемый жанр. Все потому, что в интернет-пространстве для такого эксперимента риск минимальный - в отличие от проката.

Если рынок Китая изменился и требует нового подхода, то в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии для нашего кино все как прежде: жанровое кино (хорроры, триллеры) продолжают собирать свою кассу как самые актуальные импортируемые жанры, без привязки к российскому оригинальному контенту. В целом можно говорить о том, что жанровое кино, анимация и sci-fi-истории будут выходить на этих территориях и дальше в местном дубляже.

Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Александр Беляев
Дословно

Идем на Восток

"РГ" обратилась за комментарием в пресс-службу РОСКИНО. И вот что нам ответили:

Если говорить о топе рынков по объемам сборов, первое место Франции, которая возглавила список за счет драмы "Уроки фарси", не выглядит неожиданным - продолжающийся успех фильма, снятого в копродукции Россия- Германия-Беларусь, на международных рынках был ожидаем, ведь он и создавался больше с прицелом именно на зарубежный рынок - в фильме много европейских актеров, и он снят на немецком языке. Кроме того, у фильма большая фестивальная история, и это также сыграло свою роль. В 2021 году фильм с успехом выходил в Китае, Германии, Италии, Испании, и на Францию также был определенный расчет, который оправдался. В целом, проект, созданный в копродукции, имеет высокие шансы на международный успех. И сегодня, в условиях укрепления работы с такими макрорегионами, как Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, совместное кинопроизводство также имеет определенный потенциал, и РОСКИНО активно работает в направлении развития индустриального диалога с этими регионами.

Страны Латинской Америки и Китай стабильно входят в ТОП-10 рынков для российского контента, поэтому многие инициативы РОСКИНО по продвижению ориентированы на эти страны.

Если говорить о списке фильмов-лидеров, то в первом полугодии с большим отрывом лидирует хоррор "Ряд 19" - не совсем типичный контент для российской индустрии, но если посмотреть на страны, где он шел в прокате, то в топе стран, обеспечивших наибольшие сборы, мы увидим Мексику, Перу, Чили, Колумбию, Эквадор, Аргентину - то есть страны Латинской Америки, - региона, в котором российские хорроры всегда были популярны.

Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Александр Беляев