В конце показа парижского бренда Coperni на подиум вышла практически обнаженная 25-летняя модель Белла Хадид. Пройдя до конца дорожки, она остановилась и подняла руки. К ней подошли люди с пульверизаторами и начали распылять на тело модели белую субстанцию, которая, соприкасаясь с кожей, застывала, приняв форму тела. Одновременно команда Coperni превращала этот "кокон" в платье с открытыми плечами: сотрудники скручивали ненужную ткань в зоне декольте, делали разрез на юбке. С подиума Белла Хадид ушла в элегантном платье с рваными краями. А руководил всем этим процессом испанский дизайнер Манель Торрес, которому и принадлежит идея платья-спрея.
На вечеринке у друзей он увидел, как помещение украшали серпантином из баллончика. "Это был момент озарения", - рассказал он позже журналистам. У Торреса, который интересовался дизайном одежды, появилась идея создать спрей, из которого по примеру обычной паутины можно сплести футболку прямо на теле человека. Но он не знал, как осуществить это на практике. Он поступил в известный своей открытостью к новаторским проектам Имперский колледж в Лондоне. Его идея пришлась по вкусу администрации вуза, и Манелю выделили лабораторию и материалы для экспериментов. "Когда я начал заниматься этим проектом, я хотел создать бесшовный, быстрый и удобный материал будущего", - пояснял Торрес. Над созданием материала он работал с профессором факультета химического инжиниринга и химических технологий Имперского колледжа Полом Лакхэмом. "Я обратился к принципам изготовления самых древних тканей, таких как войлок, который также производился путем соединения волокон без необходимости ткать или сшивать их", - рассказывал Торрес, которого цитирует Wired. Через два года, путем множества проб и ошибок, его работа начала приносить результаты. В 2003 году они с Лакхэмом создали и запатентовали Fabrican - жидкое волокно, состоящее из ткани, полимеров, биополимеров и экологически чистого растворителя, который испаряется, когда брызги достигают поверхности. По словам Торреса, на ощупь ткань похожа на замшу, и с ней можно обращаться так же, как и с любой другой тканью. Хотя текстура может меняться в зависимости от того, какие волокна используются в смеси, например, шерсть, лен или акрил, и как они наносятся. С помощью такого распылителя можно и ремонтировать одежду.
По мнению Торреса, эта ткань может найти применение не только в индустрии моды, но и в медицине - для повязок на раны.
Джинсы - одежда, которая с 1853 года не выходит из моды, оказались самыми трудными для покупки. Проведенное недавно социсследование показало, что 46% женщин испытывают проблемы при выборе подходящей пары. А все из-за того, что выбор слишком велик, и чтобы найти свой цвет и фасон, требуется слишком много времени и сил. Единственное, что упрощает задачу покупателей, - модные тенденции. Так, в этом сезоне популярны широкие, даже мешковатые джинсы, а у женщин - еще и клеш. Для мужчин актуальны прямые фасоны темно-синего цвета.
Владимир Викью, дизайнер бренда VIQIVICKY
Технологии, действительно, развиваются очень бурно. Но многие изобретения последних десятилетий, которые мы видели на подиумах, были попросту уродливыми и непонятно, зачем это было нужно. В данном же случае все было очень здорово: платье великолепно сидело на фигуре Беллы Хадид, ему придали желаемую форму, оно без швов. Это значит, что у швейного бизнеса появились новые перспективы. Причем это направление как раз для массмаркета.
Пока что этот материал будет стоить дорого, но со временем он будет становиться дешевле. Купил баллончик, сделал себе майку, поносил, выбросил.
Ирина Петросова, профессор, доктор технических наук, заведующая кафедрой Художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий РГУ им. А.Н. Косыгина
В России точно такие же технологии пока не используются, хотя идея эта не нова. При напылении материала на поверхность тела удастся создать одежду, повторяющую форму фигуры, но нет возможности получить объемные оболочки, например фантазийной формы. Что касается отечественных дизайнеров, они двигаются в ногу со временем и активно развивают направления рециклинга текстильных отходов, апсайклинга и деконструктивизма, трехмерного моделирования и печати, в том числе проектирование цифровой одежды.
Рециклинг - это когда старые, бывшие в употреблении вещи перерабатываются, из них получают волокна и изготавливают новые материалы. Одна из наших студенток - сегодня успешный дизайнер, например, делала корсет из переработанного пластика и волокон ткани. Эта масса заливалась в специальную форму, сделанную из силикона и гипсовых бинтов, которая повторяла контуры будущего изделия. Апсайклинг - это вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового назначения и увеличения их ценности. Наиболее творческий подход выражается в деконструкции. Деконструкция в моде - это когда из нескольких старых изделий собирают одно видоизмененное новое, дают им "вторую жизнь". Это очень актуальное направление, так как позволяет снизить количество отходов легкой промышленности. Еще одна очень востребованная и быстро развивающаяся в России технология - 3D-печать одежды и ее элементов. Сегодня мы можем при помощи трехмерного сканирования получать объемную форму фигуры, а затем моделировать особенности будущего изделия, например, защитные или декоративные трехмерные элементы, которые можно изготовить, просто отправив на производство готовые чертежи и техническую документацию.
Но есть и одежда, которая существует только в виртуальной реальности. Ее дизайнеры выкладывают на специальных интернет-порталах. Вы можете купить любую цифровую модель одежды и с помощью специальных алгоритмов такую модель подгонят по вашей фигуре, например на фото или трехмерном аватаре. Ваше изображение в этой одежде можно экспортировать в любую 3D-программу. Для людей, которые много времени проводят в виртуальной реальности и хотят в ней хорошо выглядеть, это прекрасная возможность. Мы учим будущих российских дизайнеров одежды использовать эти технологии для создания своих коллекций.