Вячеслав Медведев: Конкурс, действительно, проводится впервые. Это связано, с одной стороны, с тем, что с весны этого года многие зарубежные компании приостановили поставки часов в Россию. С другой стороны, в обществе растет интерес ко всему российскому. То есть тема импортозамещения - это не просто пиар, сейчас есть интерес к отечественным брендам, и в одежде, и на многих других рынках. Совершенно естественно, что в этой ситуации мы захотели поддержать российских производителей - рассказать об их продукции, а также и покупателей - показать им, как много интересного происходит в наше время в России. Мы помним, что в СССР была часовая промышленность, знаем, что вроде бы и сегодня у нас делают какие-то часы, но думаю, что большинство потребителей с ними не знакомы. И, признаюсь, что даже мы сами не ожидали, что соберем на конкурсе такое количество интересных моделей.
Действительно, сегодня люди вряд ли смогут назвать какие-то отечественные бренды, кроме популярных советских марок.
Вячеслав Медведев: Будем говорить честно: от той часовой промышленности, которая была в СССР, сегодня осталось очень мало. Но я бы не стал слишком жалеть о ней, потому что с тех пор прошло 30 лет, эта индустрия сильно изменилась. В 1980-е годы наши часовые заводы, как и большинство предприятий в мире, в том числе в Швейцарии и в Японии, были ориентированы на производство относительно небольшого количества моделей, но в огромных объемах. А сегодня требования покупателей стали другими. Мы не хотим иметь такой же товар, как у всех, - даже самый лучший. Все хотят что-нибудь особенное. И часовая промышленность в мире очень поменялась: возникло огромное количество новых компаний, брендов, которые привлекают покупателя необычным дизайном, или какими-то идеями, которые в нем заложены. Например, несмотря на то что у нас на слуху десятка два швейцарских брендов, в реальности их сегодня более 600. Огромное количество новых компаний возникает в странах, о которых мы даже и не думали в этом контексте - например, в Голландии, Дании. Очень часто речь идет о совсем небольших проектах, но сегодня именно они особенно ценятся. Часы - это же не просто прибор для определения текущего времени. Это вещь, которая передает внутренний мир человека, выделяет его среди других. Это во многом символический товар. И у нас на конкурсе наряду со знакомыми, привычными брендами, появилось очень много небольших фирм, независимых мастеров. Есть те, кто сам делает циферблаты, корпуса, стрелки, сам модифицирует механизмы, и есть небольшие коллективы - по 5-6 человек, - которые создают интереснейшие вещи. Например, самый известный в России часовщик - Константин Чайкин. У него небольшая мануфактура, в которой работают 40 человек. Они делают малотиражные вещи - 150 часов в год. И в 2018 году в Швейцарии получили самую престижную отраслевую награду в мире - Женевский Гран-при часового искусства. Это практически "Оскар" для часовщиков. В этом году их творение в пятый раз вошло в шорт-лист этой премии. Как раз такие проекты сегодня становятся знаковыми.
А знаменитые советские заводы в основном закрылись или все-таки производят часы? Например, сегодня можно купить знаменитые "Командирские" марки "Восток"?
Вячеслав Медведев: Да, В Чистополе сохранилось производство. Они выпускают сегодня до 200 тыс. часов и механизмов в год. И самые известные из них - "Командирские". Кроме того, "Ракета" в Санкт-Петербурге сохранила производство, пусть и уже в других объемах. И у них тоже полный цикл производства механизмов. В Москве сохранилось предприятие "Полет-Хронос", которое выпускает морские хронометры ультравысокой точности. По-моему, они последние в мире, кто способен производить такие вещи. В Челябинске "Молния" тоже продолжает выпускать часы на собственных механизмах. Сегодня бытует мнение, что российские часы обязаны иметь российский механизм. Хотя те же немцы вполне спокойно делают их на японских, на швейцарских механизмах, и в ус не дуют.
Я как раз хотела об этом спросить: как обстоит дело с импортозамещением? Комплектующие у нас из-за рубежа или все-таки делаем свои?
Вячеслав Медведев: За исключением тех заводов, которые я перечислил, механика в основном выпускается из импортных комплектующих. Я объясню, почему так получилось: дело в том, что часовая отрасль в СССР создавалась комплексно, как холдинг, включающий в себя множество предприятий с разделением труда между ними. Например, мы выпускали 40 млн кварцевых часов в год, но ни один завод не делал их полностью сам. Потому что одни компоненты выпускали только в Угличе, другие - в Минске, третьи - в Москве. Заводы обменивались этими компонентами, и каждый выпускал собственный механизм. Так же было и во всем мире. Когда случилась перестройка, развалилась и эта кооперация между заводами. А в одиночку выпускать кварцевые механизмы они не могли. И сегодня возобновить производство на рынок объема России - на 140 млн человек - к сожалению, слишком затратно и это экономически невыгодно. Сделать все компоненты здесь мы не сможем. Швейцарцы, кстати, тоже не все делают сами.
Мы знаем, что есть любители японских, швейцарских часов, и они тоже по-своему правы. А любители российских часов есть? Люди представляют себе, о чем речь?
Вячеслав Медведев: Это и есть ответ на вопрос, зачем мы затеяли этот конкурс. Мы догадываемся, что вроде бы российские часы существуют, но не знаем, что это такое. Корни проблемы в том, что в начале 2000-х наши предприятия не имели возможности вкладываться в рекламу, и, действительно, во многом потеряли рынок. И магазинам гораздо проще и выгоднее работать с иностранным товаром, потому что их обеспечивают рекламой. Кроме того, у нас есть комплекс, что все иностранное лучше. И магазинам проще продавать его, чем убеждать покупателя... Но вот мы говорим о том, что у наших часов зарубежные комплектующие. Возьмем те, которые собраны на японских, на швейцарских механизмах. Корпуса и циферблаты компании в большинстве случаев тоже получают из других стран. И, соответственно, если мы возьмем часы, допустим, гонконгской, швейцарской, французской и российской сборки, в которых стоят одни и те же механизмы, использованы корпуса и циферблаты с одних и тех же фабрик и даже ремешки, в общем-то, одни и те же, почему мы считаем, что какие-то из них хуже?
Вячеслав Анатольевич, главный вопрос, который я вам задам как эксперту: как русскому человеку выбрать хорошие русские часы? На что ориентироваться?
Вячеслав Медведев: На то, чтобы нравились. В часах самое главное - это эмоции, которые они дают. Если они вам по душе, значит, нужно брать. И никого не спрашивать.
А какая категория часов на конкурсе больше всего привлекла внимание публики?
Вячеслав Медведев: Больше всего людей голосовало за часы в категориях "Наследие" - то есть изделия, отражающие историю России, СССР или российского, советского часпрома, и за "Российскую механику". Мне кажется, это подтверждает наличие реального интереса к отечественным часам и высокий уровень патриотизма.
Вы сказали, что в мире и в России растет интерес к небольшим часовым проектам. Можно ли по результатам конкурса сказать, кто оказался впереди: уже известные компании или такие новые проекты?
Вячеслав Медведев: Интерес вызвали и те, и другие. Например, в номинации "Наследие" победили часы "Телевизор" от бренда "Слава". Модель под таким народным названием выпускалась на 2-м МЧЗ в 80-е, и несколько лет назад компания их перевыпустила. Сделали часы современного уровня, из современных материалов, но в том же стиле и с оригинальным механизмом "Славы". В 90-е годы партия таких механизмов была продана в Германию, но там они не использовались. Эту партию предприятие выкупило и привезло обратно. А в "Российской механике" победили часы "Маленький принц". Они были созданы небольшим коллективом, буквально вдвоем или втроем.
А можете подвести какие-то итоги конкурса? Какие выводы можно сделать из результатов?
Вячеслав Медведев: Наверное, главных вывода два. Первый: что в России делают очень интересные часы. Просто до сих пор они оказывались в тени. Ну что ж, сейчас хороший момент к ним присмотреться. А второй - что наши граждане интересуются отечественными часами. А значит, российских часов будет больше и они будут лучше!
В 1980 году карманные часы марки "Молния" были выбраны для подарков участникам Олимпиады.
Циферблат Racer похож на панель приборов авто. Два сектора показывают часы и минуты.
В каждую модель женских часов "Русское время" стараются включить какую-то изюминку.