В Минфине заявили, что России нужно больше банков

Российской экономике теперь нужно больше банков, чем до пандемии коронавируса, причем желательно небольших, следует из слов замминистра финансов Алексея Моисеева. При этом в последние десять лет количество банков в стране сократилось почти на две трети. Выходом может стать привлечение в Россию банков из дружественных стран, причем в запрещенной на данной момент законом форме филиалов.
Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Роман Маркелов

"При прочих равных я сказал бы, что сейчас банков надо больше, чем до пандемии, в силу того, что санкции заставляют определенные виды экономической активности сегментировать", - сообщил Моисеев в эфире радиостанции "Москва FM". Из его слов следует, что серьезная концентрация капитала в санкционных условиях создает риски (большая часть крупнейших российских банков сейчас находится под серьезнейшими ограничениями США, Евросоюза и Великобритании. - "РГ").

Процесс расчистки банковского сектора от недобросовестных игроков начался с 2013 года, когда главой Банка России стала Эльвира Набиуллина. Так, если в начале 2013 года в России работала почти тысяча банков, то десять лет спустя их осталось немногим больше 300. В последние годы темпы отзыва лицензий у банков относительно замедлились. При этом все это время нередко высказывались опасения, что настолько заметное сокращение количества банков негативно сказывается на региональных финансовых системах: так, в большом числе регионов работают только федеральные игроки.

"Небольших и средних региональных банков в России вполне достаточно, часть юрлиц уже перешла на обслуживание в такие банки для проведения расчетов внешнеэкономической деятельности из-за санкционных ограничений для крупных банков", - говорит директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Людмила Кожекина. Но при этом у региональных банков зачастую недостаточная величина капитала, чтобы полноценно работать с крупным бизнесом как в рамках расчетно-кассового обслуживания, так и в части кредитования: нормативы достаточности капитала и концентрации рисков привязаны к размеру собственных средств.

Поэтому, по мнению Кожекиной, привлечение на рынок банков из дружественных стран выглядит вполне закономерным. В первую очередь расширение числа участников банковского рынка может произойти за счет "иностранцев", соглашается управляющий директор рейтингового агентства НКР Егор Лопатин. По его мнению, массовое появление новых российских банков пока представляется маловероятным. Скорее, наоборот: экономический спад сам по себе способствует выбыванию слабейших игроков, поэтому процесс сокращения количества банков может даже продолжиться, допускает Лопатин.

В сентябре об обсуждении идеи открытия в России филиалов иностранных банков из дружественных стран говорила и Эльвира Набиуллина. На данный момент зарубежные игроки могут работать на российском рынке только через дочерний банк, но не через филиал или представительство.