12.10.2022 21:09
    Поделиться

    Саксофонист, композитор и лидер ансамбля "Арсенал" Алексей Козлов отметит 87-летие большим концертом

    Мало кто дает большие сольные концерты в столь почтенном возрасте. Но саксофонист и композитор, лидер ансамбля "Арсенал" Алексей Козлов - один такой. О нем снимают фильмы, про него ходят легенды, а многие артисты, писатели и театральные актеры считают его своим старшим другом и охотно рассказывают, что хоть чему-то, да у него научились: кто-то невозмутимости характера, другие работоспособности, третьи умению экспериментировать и неукротимо двигаться дальше.
    Алексей Козлов объединил джаз с культурой славян.
    Алексей Козлов объединил джаз с культурой славян. / Сергей Куксин

    Алексей Семенович, не любит праздновать свои дни рождения, всем яствам предпочитает чай и сыр, с детства поклонник джаза, но свою огромную коллекцию дисков подарил Музею джаза. От любви к импровизации он не откажется и в юбилейном концерте, который даст в своем "Клубе Алексея Козлова" завтра - в пятницу, 14 октября. Сет-лист по привычке составит уже в гримерке, оглядев из-за кулис как всегда переполненный зал. Сам мэтр никого не звал, но известно, что его день рождения - один из любимых праздников джазистов всей страны. А значит, что наверняка, кто-то из его друзей, учеников или тех, кто работал с ним в филармониях или на телевидении, придет и сам. Может, тоже выйдет на сцену и что-то сыграет, а завершится все снова бесшабашным, ураганным, ярким и спонтанным джем-сейшеном?!

    Пока никто не знает, но если всю жизнь твое кредо - импровизация, то и в 87 лет от него тоже не стоит отказываться?! Да так и жить, наверное, только интереснее и веселее. Хотя можно предположить, что в юбилейном концерте Алексей Козлов свои любимые мировые джазовые хиты в собственных аранжировках, свои же переосмысления классики и собственные произведения разных лет.

    Ну а накануне концерта народный артист России Алексей Козлов ответил на вопросы обозревателя "РГ".

    На гала-концерте в честь 100-летия российского джаза в Большом театре в начале октября вы сыграли в дуэте "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь". Это и есть ваше самое любимое произведение или смысл выбора был уже в чем-то другом?

    Алексей Козлов: Я выбрал свою версию понимания того, каким может быть современный российский джаз, то есть обращение к древней славянской музыкальной культуре, во многом замешанной на интонациях Востока. То же самое можно сказать о творчестве Сергея Рахманинова и ряда других русских классиков.

    Это происходит бессознательно, на генетическом уровне. Я утверждаю это, поскольку с детства испытывал необъяснимую тягу к восточной культуре, пока не узнал, что во мне есть немного персидской крови. Ведь, согласно легенде, существовавшей в семье моего отца, выходца из Самарской губернии, моя прабабушка была привезена маленькой девочкой из Персии русским офицером, участником одной из войн на Востоке. Он и подарил ее своей матушке.

    Конечно же, кроме использования фольклора, у молодых российских джазменов есть возможность создавать собственные пьесы, и даже собственный стиль, отличающийся от существующих американских стандартов, принятых в Европе. Но для этого требуется особый талант.

    Хотя примеров много: в истории советского джаза я могу упомянуть имя трубача и композитора Германа Лукьянова, чье творчество не вписывалось в традиционное для 50-60-х годов обязательное подражание классикам американского джаза Чарли Паркеру и Диззи Гиллеспи, Джону Колтрейну и ряду других. В то время быть "паркеристом" или "колтрейнистом" было почетным в московской джазовой среде.

    Но талант и смелость - это прекрасное сочетание качеств для того, чтобы идти своей дорогой. И раньше, и теперь.

    В российском джазе есть место Востоку

    Может ли празднование 100-летия джаза решить какие-то проблемы и задачи, накопившиеся в этом жанре?

    Алексей Козлов: Важно, что проблема с джазовым образованием в России уже давно решена. И конечно, хочется, чтобы много джаза звучало не только в юбилейный год и чтобы продолжались фестивали по всей стране, работали джазовые клубы. Ну и чтобы снова стали приезжать зарубежные музыканты, а наши могли бы выезжать на фестивали и гастроли в другие страны.

    Что для вас самого было самым значительным в юбилейных мероприятиях? И не пугает ли вас, что часто так случается: праздник завершился, про него все забыли, и опять все стало обыденно, буднично, неинтересно и безынициативно?!

    Алексей Козлов: Да, это было грандиозное мероприятие, которое, несомненно, нужно показать в концертных залах всей страны и за рубежом. Может, в будущем можно будет использовать и один из залов Кремлевского дворца съездов, сделав это мероприятие покороче и показав лишь наиболее самобытных представителей российского джаза. Но еще важнее не замыкаться только на столичных концертных площадках. Да и торжества еще продолжаются - открылась прекрасная выставка в Музее музыки, скоро в прокат выйдет документальный фильм "Джаз100", над которым работал главред портала "Джаз.ру" Кирилл Мошков, появится сборник российских джазовых стандартов. А что еще больше радует - музыканты, участвовавшие в юбилейного концерте, теперь выехали на гастроли в регионы страны.

    Поделиться