12.10.2022 06:00
Поделиться

Субсидии автопроизводителям, развитие сети заправок, поправки в законодательство: В России расширяется применение газомоторного топлива

Общемировой тренд на декарбонизацию, которого придерживается и Россия, заставляет обращать внимание на экологически безопасные источники топлива для транспорта. Одним из таких является газ. Его использование в качестве топлива способно существенно снизить выбросы парниковых газов, а также снизить объем различных загрязняющих веществ, которые попадают в атмосферу.

Сегодня в мире эксплуатируется около 1,4 миллиарда автомобилей. Однако только 24 миллиона работают на газомоторном топливе (ГМТ). Газовый автопарк есть примерно в 80 странах, общее число газозаправочных станций насчитывает около 31 тысячи. Популярность ГМТ для транспорта увеличивается как в мире, так и в России. По данным "Газпрома", количество газозаправочных станций в РФ за последние пять лет увеличилось на 80 процентов - с 351 в 2017 году до 631 в 2021-м. Увеличился и объем потребления ГМТ с 608 миллионов кубов до 1,325 миллиарда в 2021 году. Доля автопарка, работающего на газовых двигателях, также стала больше. В 2017 году он насчитывал 107 тысяч единиц, а в 2021 году уже 259 тысяч. Наибольший прирост пришелся на легковые автомобили. Рост составил 59 процентов за последние пять лет.

По прогнозам Международного энергетического агентства, доля газа в структуре общемирового потребления топлива для транспорта будет составлять от 4 до 5,5 процента к 2030 году. Россия не намерена отставать от общемировых тенденций и планирует нарастить как объем потребления газа на транспорте, так и увеличить долю автопарка, работающего на ГМТ, расширить сеть газозаправочных станций. Для реализации таких планов в феврале 2021 года правительство утвердило "дорожную карту" по развитию рынка малотоннажного СПГ и ГМТ до 2025 года. На развитие сети газозаправочных станций, использующих сжатый метан, будет направлено 26,6 миллиарда рублей. Это позволит бизнесу компенсировать часть затрат на строительство. Также деньги пойдут на компенсацию отрицательной прибыли, которая неизбежна в первые три года эксплуатации станций. До 2024 года госсубсидии должны получить 538 заправок. Эти меры призваны помочь инвесторам сократить сроки окупаемости станций до 7 лет.

Газомоторное топливо наиболее популярно на коммерческом автотранспорте, где экономия топливных затрат имеет решающее значение

Государство также поддержит и автопроизводителей, занимающихся выпуском ГМТ-транспорта. Для этого до 2024 года будут предусмотрены субсидии в размере 10 миллиардов в год.

По мнению экспертов, помимо субсидий, большему распространению ГМТ на транспорте будет способствовать развитие законодательства. В частности, легализация уже переоборудованного на газ транспорта. "Упрощение процедуры легализации силовых установок на газомоторном топливе позволит большему количеству людей их использовать, - поясняет доцент факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала РАНХиГС Михаил Перельман. - Сейчас водителям приходится согласовывать с ГИБДД установку такого оборудования, на часть изменений в конструкции не понятен правовой статус".

Газомоторное топливо наиболее популярно на коммерческом транспорте, где экономия топливных затрат имеет существенное значение. Эксперты уверены, что в ближайшей перспективе мы вполне можем увидеть развитие большегрузного транспорта, использующего газовые двигатели. Также использование газа оправдано в речном и морском транспорте.

"Переход с нефтяного на газомоторное топливо в России не будет массовым, - считает президент Национальной палаты инженеров Игорь Мещерин. - Во-первых, с экономической точки зрения целесообразным использование газа является в тех странах, где дорогой бензин, небольшие расстояния и относительно дешевый газ. Например, рынок ГМТ хорошо развивается в Армении и Узбекистане. У нас ситуация несколько иная - не слишком дорогой бензин, а территория большая. Во-вторых, автотранспорт, работающий на природном газе, проигрывает электротранспорту по простоте конструкции двигателей, безопасности и простоте обслуживания. Однако это не означает, что ГМТ не имеет право на жизнь. Например, в морском и речном транспорте, в грузовом транспорте - везде, где необходимо преодолевать большие расстояния на двигателе большого объема, газ уже сейчас становится хорошей альтернативой нефтяному топливу. Особенно неэкологичному флотскому мазуту и дорогостоящему ДТ класса Евро-5".

Требования о снижении выбросов парниковых газов и различных загрязняющих атмосферу веществ сегодня активно лоббируются в судоходстве. Так, в прошлом году Международная морская организация приняла поправки, согласно которым с 1 июля 2024 года будет введен запрет на использование тяжелого топлива в Арктике. Для других акваторий также существуют различные предписания, стимулирующие судоходные компании снижать вредные выбросы в атмосферу. Эксперты уверены, что в конечном итоге международное законодательство ужесточит требования к судам, использующим тяжелое топливо и вынудит искать ему альтернативу. Газ как дешевое и экологически безопасное топливо как раз и может стать такой альтернативой.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова