Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам национальной безопасности, ветеран спецслужб:
- Интересы национальной безопасности входят в число ключевых для любого государства. Поэтому ему необходимо обладать способностью выявлять угрозы на дальних расстояниях - еще за линией горизонта, скажем так. У нашей республики для этого есть все соответствующие силы и средства: Главное разведывательное управление минобороны, другие спецслужбы, МИД и так далее. Профильным ведомствам необходимо вести агентурно-оперативную работу в направлениях, откуда может исходить та или иная угроза. Ее недооценка чревата большими потерями.
Второй ключевой компонент национальной безопасности - принятие эффективных мер реагирования на угрозы. Необходимо нивелировать негативные последствия, а если это невозможно сделать, хотя бы минимизировать ущерб. С этой точки зрения, события, которые происходили на кыргызско-таджикской границе все эти годы, показывают: со всем вышеперечисленным у нас были большие проблемы. Рост эскалации налицо: сначала в ход шли камни, потом были "кетменные войны", потом дело дошло до применения легкого стрелкового оружия, и вот теперь - артиллерия, бронетехника, авиация, "беспилотники" и реактивные системы залпового огня.
Я ни в коем случае не собираюсь в чем бы то ни было упрекать государство, но любой "человек с ружьем" - от солдата до генерала - должен быть обеспечен всем необходимым. Это и экипировка, и питание, и места отдыха, и гарантии на случай, если он получит увечье или, не дай бог, погибнет, что государство не оставит его родственников без поддержки. Иными словами, армию должны поддерживать всем, что у нас есть. И не на уровне гражданского общества, роли которого я совсем не умаляю. В первую очередь этим должно заниматься государство.
В данный момент, к сожалению, нам навязана так называемая западная концепция. Согласно ей, государство видится некой сервисной структурой. Оно оказывает услуги, в том числе в обеспечении безопасности и правопорядка. Я хорошо помню, как около двадцати лет назад один из председателей Погранслужбы предлагал премьеру перевести это ведомство на хозрасчет!
На мой взгляд, государство обязано обеспечивать базовые вещи - образование, здравоохранение, оборону и безопасность - вовсе не на уровне комбината бытовых услуг. В противном случае мы будем обречены на догоняющее развитие, а в случае возникновения конфликта платить кровью своих солдат и страданиями мирного населения.
Нурсулу Ахметова, директор фонда комплексных исследований "Форсайт":
- Ситуация сейчас достаточно сложная, прежде всего на глобальном уровне. Если даже государства Европы находятся, мягко говоря, в непростых отношениях друг с другом, чего можно ждать у нас, в Центральной Азии? Противоречия здесь имеют исторический характер, а после выхода войск США из Афганистана регион стал еще менее безопасным.
Все, что произошло на кыргызско-таджикской границе, было ожидаемым. Но сейчас уже не стоит посыпать головы пеплом и искать "крайних". Нужно задаться вопросом: как быть дальше? Если говорить конкретно о Кыргызстане, то, по моему мнению, система государственного управления сейчас должна действовать четко и слаженно как единый организм. В первую очередь ей необходимо уметь решать проблемы безопасности. Это на данный момент главная задача для властей.
Есть и другой аспект. Мы все были свидетелями тому, как быстро консолидировалось в республике гражданское общество, когда встал вопрос о сборе и доставке гуманитарной помощи пострадавшим. Молниеносной самоорганизации его научила новейшая история. За короткий период общество в республике пережило три революции и пандемию.
Сейчас мы все, включая и экспертное сообщество, также должны консолидироваться вокруг власти. Не ищите здесь пафос. Государство всегда строят совместтно власть и народ.
Юрий Погиба, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" КР, эксперт по вопросам безопасности:
- В мире сейчас насчитывают около 50 точек потенциального конфликта. Примерно 80 процентов из них могут вспыхнуть из-за борьбы за ресурсы. В конфликте на кыргызско-таджикской границе этот фактор прослеживается очень четко. Здесь проблема ресурсов или, если точнее, неумения ими распоряжаться так, чтобы все были довольны, стоит остро.
То, что происходит на границе с Таджикистаном, полагаю, можно назвать угрозой для всей Центральной Азии. Тем более, что, кроме чисто военного компонента, в эти дни очень активно проявил себя информационно-пропагандистский фактор. Общества двух государств пытались максимально настроить друг против друга. Делалось все, чтобы процесс превращения соседей во врагов стал необратимым.
На мой взгляд, наладить мирную жизнь на границе Таджикистана и Кыргызстана можно, даже несмотря на последнее обострение. Необходимо, прежде всего, провести принудительную демилитаризацию границы. Нужно убрать как можно дальше минометы и "Грады" - на границе они ни к чему, а на неописанных участках организовать совместное патрулирование. И думаю, что без участия международных наблюдателей здесь не обойтись. Ну а кого пригласить в этом качестве, решать, конечно же, государству и правительству.
Вооружать жителей приграничья Баткенской области, как предлагают некоторые эксперты, не нужно. Максимум, что необходимо, это обучать, как действовать в чрезвычайных ситуациях: что брать с собой в первую очередь и куда бежать, если снова, не дай бог, вспыхнет конфликт. Если же говорить о безопасности Кыргызстана, то все внимание надо направить на превентивные меры: обучение и повышение квалификации военных и их снабжение всем необходимым - от носков до боеприпасов.