16.10.2022 04:00
    Поделиться

    В Кронштадте набирает популярность отдых в списанных маршрутках

    На побережье Финского залива, в Кронштадте, в одном из местных фортов сегодня открыт целый кемперный городок, состоящий из переделанных отечественных автобусов ПАЗ и китайских Yutong. Каждый автобус представляет собой домик на два гостиничных номера. Хозяева уверяют, что проект не имеет аналогов в России.
    Кемпер-отель на побережье Финского залива. На Западе этот бизнес давно занял свою нишу, а вот у нас он только начинает развиваться.
    Кемпер-отель на побережье Финского залива. На Западе этот бизнес давно занял свою нишу, а вот у нас он только начинает развиваться. / kronfort.com

    Кемперы - альтернатива обычным гостиничным номерам, способная выручить туриста в случае отсутствия мест или при недостатке денег. Номер в сутки здесь обойдется в 2-2,5 тыс., это вдвое меньше, чем в обычном отеле того же Кронштадта. Вариант заселения в домик на колесах стоит рассмотреть и если вы - человек любопытный, стремящийся попробовать нечто новое и необычное. Снаружи "гостиница" выглядит как типичная маршрутка, недавно припарковавшаяся на побережье. В форте Константин их насчитывается 18.

    Издалека, да еще на фоне грозных оборонительных сооружений и темных вод Финского залива, скопище пазиков, обклеенных специальной пленкой под стиль пейзажа, выглядит как обычная парковка. С той лишь разницей, что расстояние между ними побольше: не машины все же - дома. Пусть даже с дверями, которые открываются как в обычном автобусе, с обычными для общественного транспорта ступеньками. Но оказавшись внутри, вы обнаружите себя не в салоне автобуса, а в обычном гостиничном номере экономкласса, со спальными местами (две односпальные или одна двуспальная кровать), шкафами для одежды, санузлом и душем. А в последних моделях - еще и с собственной кухней с раковиной, электрочайником и холодильником. При поездке компанией можно снять целый "домик". В автобусе есть общий душ и туалет, подключенные к водопроводу и канализации. Двери запираются на электронные замки.

    - Конечно, такие номера больше нравятся не очень капризным и готовым к любым условиям путешественникам, - поясняет сопровождающая меня администратор форта Екатерина. - Селиться в них, кроме туристов с небольшим бюджетом, любят еще и участники фестивалей, молодежных форумов, спортивных соревнований.

    Поскольку такие мероприятия случаются в этих местах довольно часто, кемперы пользуются популярностью. А поначалу их чаще снимали зарубежные туристы. Некоторые жили неделю, а то и больше.

    Не знаю, как насчет недели, но три-четыре дня провести в таком месте, мне кажется, вполне комфортно. И даже с детьми. Особенно, если вы ненадолго. С одной стороны, вроде бы недалеко уехали от цивилизации (отель находится в 5 км от центра Кронштадта и в 45 км от Петербурга), с другой стороны - рядом море, Петергоф, музеи. А уж про обычный тур выходного дня и говорить нечего: переночевать пару раз вблизи от морской волны - особая романтика. Желающие могут еще на утренней зорьке и удочку в море закинуть. Да и в самом форте тоже есть что посмотреть, тут есть свои уникальные музеи. Например, музей маяков.

    Идея устроить из бывших автобусов гостиничные дома родилась несколько лет назад у директора одной из транспортных компаний Петербурга. На балансе предприятия числились сотни маршруток, которые через 5-6 лет по техническим условиям должны были отправиться в утиль. А после старта городской транспортной реформы, которая предусматривала масштабное обновление подвижного состава, вопрос - куда девать такое количество пазиков - встал еще острее.

    - Мы решили вместо отправки автобусов на свалку дать им вторую жизнь, - рассказывает заместитель гендиректора АО "Третий парк" Денис Данилов. - Мало того, что техника сможет послужить на пользу людям и после основной жизни, так еще и с точки зрения экологии это правильнее.

    Первыми жителями кемперов стали спортсмены, приехавшие в форт на соревнования. Получив от них положительные отзывы, организаторы решили начать предлагать такие варианты размещения и другим гостям.

    Каждый автобус рассчитан на два гостиничных номера. Фото: Святослав Акимов

    Ощутимые минусы кемперов - плохая теплоизоляция. В жару в них, конечно, долго не проживешь - тонкая железная крыша не защищает от солнцепека, потому в некоторых автобусах приходится устанавливать кондиционеры. В прохладные дни можно спастись обогревателем. Ну а в осенние дни выбирать, чему отдать предпочтение, тоже нетрудно - все зависит от погоды и "морозоустойчивости" самих туристов. Хотя в форте считают, что кемперский "сезон" заканчивается уже в сентябре.

    Кстати, форт Константин - не единственное место, где сегодня можно увидеть домики из маршруток. В Ленобласти есть, например, сеть парков, куда молодежь приезжает на несколько дней для занятий вейкбордингом.

    - Кемперы просто идеально подходят, когда требуется организовать удобное проживание для туристов в местах, где невозможно капстроительство, - поясняет Денис Данилов. - Например, там, где земля является охраняемым памятником, или экологи не дают разрешение на стройку. Домам на колесах не нужны фундамент и капитальные инженерные коммуникации. Их в любой момент можно увезти в другое место.

    Что касается экономики проекта, то окупаемость "реновации" автомобилей при удачных обстоятельствах составляет 2-3 года. Хороший срок, учитывая, что это не основная деятельность транспортной компании. По словам заместителя директора, два года назад себестоимость переделки составила 500-750 тыс. рублей на каждую транспортную единицу. Сейчас это стало раза в два подороже, но тоже - приемлемо. Хотя через пару-тройку лет такой домик может исчерпать ресурс антикоррозийной прочности и его придется менять на новый.

    Впрочем, по словам моего собеседника, у транспортников изначально не было расчета на коммерческий эффект. Поэтому они не очень переживают из-за того, что номера на колесах иногда пустуют. И прекрасно понимают туристов, которые выбирают другое размещение. Тем более что конкуренция серьезная. В форте есть, например, гостиничные номера, расположенные прямо на воде.

    Номер в таком "отеле" стоит всего 2-2,5 тыс. рублей в сутки Фото: Святослав Акимов

    Будущим летом, кстати, домиков на побережье станет больше. После третьего этапа транспортной реформы на переделку отправилась сотня ПАЗ-3204 и десяток списанных 12-метровых "желтых" автобусов. В новых кемперах предусмотрена улучшенная планировка, там появится дополнительная мебель и бытовая техника, вайфай. В больших автобусах задумывают воплотить разные варианты интерьера - предусмотреть, например, общую гостиную, куда сможет вместиться целая компания друзей.

    Но это в будущем. Сейчас в форте уже холодно и неуютно. Впереди зима, которая заметет и прекрасные морские виды, и укрепительные сооружения. В этом, конечно, тоже есть своя романтика. Но ею лучше наслаждаться в более комфортных условиях. Ведь кемпер - сугубо сезонное удовольствие

    Кемпер-отель на побережье Финского залива. На Западе этот бизнес давно занял свою нишу, а вот у нас он только начинает развиваться.