Поделиться

Почему в СССР закрыли проект ядерной подземной "лодки"

Раскрепостите фантазию: вот перед вами разверзлась земля, и наружу выползает стальное чудовище... Но подземные субмарины - не фантастика.
iStock

Terra - по-латыни "земля"

Первую субтеррину придумали у нас. Советские проекты отличались лаконичностью и компактностью. Подземная лодка изобретателя Александра Требелева: один водитель, но можно было обойтись и без него, допускалось дистанционное управление. Скорость - 10 м/ч.

Да, а почему субтеррина? А по аналогии с субмариной, но она ходит под водой, а субтеррина - под землей. Terra на латыни "земля". Полной аналогии с кротом нет, ведь крот роет лапами, периодически наклоняя голову то к одной, то к другой, и за счет этого как бы ввинчивается. А субтеррина идет прямо, у нее лапы-домкраты сзади, плюс гусеницы по корпусу. В передней части - твердосплавный бур (300 об/мин), в задней - четыре толкающих домкрата. Шнек обвивал корпус, вдавливая породу в стенки туннеля. Управление - через домкраты, одна пара начинает работать интенсивнее, другая - наоборот. Если застрял, то включаешь реверс, лодка начинает "вывинчиваться". Запаса топлива на борту не было, питание - по электрокабелю с поверхности.

Испытания машины прошли на Урале в 1946 году. Субтеррина "проплыла" под землей 40 м. Генералов ТТХ такой субтеррины, конечно, не заинтересовали. Ни десанта, ни бомб.

"Крот" испарился

Большинство подобных проектов окутаны тайной. Ряд изданий, включая "РГ", писали о самом удивительном: в начале 1960-х в Крыму построили завод по изготовлению "подземных лодок". Их задачей ставилось уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. Кроме того, "подземоходы" могли бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать искусственное землетрясение. Идею якобы поддержал сам Хрущев. В 1964 году со "стапелей" сошла первая "подземная лодка" - "Боевой крот". Она имела ядерную силовую установку, благодаря которой вокруг создавался кавитационный поток, который снижал силу трения и позволял пробиваться даже через граниты и базальты.

В диаметре "Крот" достигал 3,8 м, а его длина составляла 35 метров. Экипаж - 5 человек. "Лодка" была способна принять на борт тонну взрывчатки плюс до 15 десантников. Реактор позволял "Кроту" развивать скорость до 7 м/ч. Называют даже имя командира - полковник Семен Будников. Почему же работы застопорились? По одной из версий, во время испытаний двигатель машины, ушедшей под землю на Урале, взорвался. Причина неизвестна. Взрыв был ядерным, аппарат испарился. Проект закрыли.

Трясет? Сиди, гадай

Вы не найдете вменяемой информации о современных субтерринах. Даже в файлах Сноудена или Ассанжа. Хотя скептики утверждают, что эпоха "подземных субмарин" в прошлом - зачем "грызть гранит", если можно запустить межконтинентальную баллистическую ракету с маневрирующим боевым блоком? И никакие средства ПВО не смогут ее перехватить.

Это, конечно, аргумент, но если запускаешь ракету, то и от врага тоже что-то прилетит. Ты стреляешь - в тебя стреляют. А вот если где-то случилось землетрясение, то никто и ни в кого не стреляет. Все исходят из того, что все, что творится под землей, от человека не зависит. Землетрясение и разломы, сдвиги тектонических плит - обстоятельства непреодолимой силы. И даже если возникают сомнения, то доказать ничего нельзя. Концы в воду. Пардон: в землю. Сиди и гадай.

Кстати

"Змей" Гитлера

Еще один амбициозный проект: немецкая лодка инженера Риттера Midgard Schlange. Могла погружаться в море до 100 метров как обычная субмарина. И не всплывая, уходить на морское дно, прокладывая туннель со скоростью до 10 км/ч в мягком грунте или до 2 км/ч в каменистом. Вес - 60 тыс. тонн, экипаж - 30 человек. Состояла из отсеков, число которых варьировалось в зависимости от задачи. Поэтому длина от 399 до 524 м. Вооружение - по тысяче мин весом 10 и 250 кг, подземные торпеды и снаряды для подрыва скальных пород. Впереди шла разведывательная торпеда. На борту было даже 12 спаренных пулеметов. Зачем пулеметы под землей? А это чудо немецкой мысли могло выходить на землю и на гусеницах нестись в атаку со скоростью 30 км/ч.

Конкретно

Что имеем - не храним

Проект первой субтеррины разработан в Российской империи. Имена изобретателей: Петр Рассказов и Евгений Толкалинский. Есть версия, что чертежи Рассказова выкрала германская разведка. Что позволило Германии создать накануне Второй мировой войны ряд прорывных проектов.

Самые невероятные проекты

Мозговое радио

Мозговое радио. Фото: Wikipedia

Инженер Бернард Кажинский в 1920-е годы создал прибор "Мозговое радио", превращавший импульсы мозга в низкочастотные радиосигналы. Весной 1924 года это "радио" испытали в Москве на животных цирка Дурова. Собака, получив мысленный приказ, зашла в комнату, выбрала из стопки книг нужную и принесла членам комиссии. После чего утратила рассудок. Опыты прекратили, проект засекретили.

Летающая "Волга"

Летающая "Волга". Фото: Wikipedia

ГАЗ-16Б создан в начале 1960-х. Вес - 2,1 т. Двигатель от "Чайки" (195 л.с.) для дорог, плюс еще один, от вертолета Ми-2 (350 л.с.) для полета. Два вентилятора создавали воздушную подушку. На шоссе скорость 170 км/ч, в воздухе разгонялся до 40 км/ч, но плохо управлялся и был прожорлив. Но главное: конструкторы не смогли объяснить руководству страны - зачем это все советскому человеку? А если улетит куда не положено?

Космическая люстра

Космическая люстра. Фото: Wikipedia

В 1980-е конструктор Владимир Сыромятников (доктор технических наук, профессор) создал "солнечное зеркало". Направив его на Землю, можно получить постоянный световой день. В 1993 году корабль "Прогресс" успешно развернул отражатель, что создало на земле яркое пятно 8 км в диаметре. Но следующий эксперимент прошел неудачно, зеркало зацепилось за антенну станции "Мир". Проект свернули.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Игорь Елков