Выбирая молодость. В Музее истории ГУЛАГа презентуют книгу воспоминаний Ариадны Эфрон

Тенденция последнего времени - все больше воспоминаний и дневников на книжных полках. Видимо, настало время оглянуться. Книга "Ариадна Эфрон: рассказанная жизнь", выпущенная издательством "Бослен", одна из ожидаемых новинок. О дочери Марины Цветаевой слышали многие, кто-то где-то читал о том, что судьба Ариадны тоже была незавидной, возможно, кому-то в перестройку попадались толстые литературные журналы с дневниками женщины, которой эпоха не простила красоту и "опасное" родство. Но воспоминания Ариадны Эфрон выходят из печати впервые - их в начале семидесятых записала филолог, ныне старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Елена Коркина. Записи хранились в столе полвека, в год 130-летия поэта и 110-летия ее дочери архив было решено "рассекретить".
Пресс-служба Музея истории ГУЛАГа

14 октября в Музее истории ГУЛАГа книгу представит сама Елена Коркина, то есть у читателей будет возможность задать вопросы человеку, от которого до Марины Цветаевой всего одно рукопожатие. Впрочем, как подчеркивают организаторы презентации, Ариадна Сергеевна - это не только дочь большого поэта.

"Она и сама была глубокой творческой личностью. По ее воспоминаниям можно изучать не только жизнь русской эмиграции, но и, к сожалению, массовые репрессии, - рассказала "РГ" заместитель директора по развитию Музея истории ГУЛАГа Анна Стадинчук. - История Ариадны Эфрон - это пример того, как в условиях несправедливости и несвободы, голода и тяжелого лагерного труда сохранить силу духа, не озлобиться и найти свое предназначение - посвятить жизнь сохранению литературного наследия своей матери".

Издание включает 24 рассказа, семь из которых посвящены парижской жизни в 1930-е годы, а остальные повествуют о 16 годах в лагерях и ссылках. За несколько дней до презентации книги Музей истории ГУЛАГа опубликовал некоторые фрагменты, среди них - воспоминания об Иване Бунине. Однажды в Париже писатель пришел на литературный вечер Цветаевой, но в зал так и не заглянул, остался болтать с Ариадной, которая как обычно сидела у кассы.

"Мама потом очень обиделась. А он… просто выбрал жизнь, а не литературу", - вспоминает Эфрон. И по одной этой строке мы понимаем, что глубины в рассказах Ариадны Сергеевны, быть может, не меньше, чем в стихотворениях и рассказах ее матери.

Познакомиться с доступными фрагментами книги и узнать условия участия в презентации можно на сайте Музея истории ГУЛАГа, а также на странице учреждения во "ВКонтакте".