Но успокаивая граждан, власти одновременно и подогревают панические настроения. "Мы готовимся к самым мрачным сценариям, хотя вероятность их и невелика", - говорит польский замминистра. На прошлой неделе в польских школах и детских садах начали устанавливать пункты выдачи таблеток йодида калия на случай возникновения радиационного заражения. Одновременно были приняты поправки к строительному законодательству, позволяющие полякам начиная со следующего года строить индивидуальные бомбоубежища без получения каких-либо разрешений. Оправданны все эти меры или нет, но они определенно позволяют держать население "в тонусе".
"Мы должны научиться приспосабливаться к тому факту, что кризисный режим является частью повседневной жизни", - говорит в интервью газете Tagesspiegel глава ведомства по чрезвычайным ситуациям соседней с Польшей Германии Ральф Тизлер. Ревизию бомбоубежищ также проводят в Германии. Процесс, по словам Тизлера, начался еще в феврале и должен завершиться к концу года. Но на самом деле демонстративная проверка средств гражданской обороны в стране началась значительно раньше. Еще в 2020 году в Германии впервые за долгие годы было проведено тестирование уличных сирен, и оказалось, что значительная часть попросту не работает.
С бомбоубежищами ситуация не лучше. Многие из них за прошедшие 30 лет были перепрофилированы под сугубо гражданские объекты, и к тому же вместить они могут, так же как и в Польше, не более трех процентов населения. Но строить новые убежища, как отмечает Тизлер, нет никакого смысла - это долго и дорого. Вместо этого глава немецкого ведомства предлагает подумать об использовании станций метро и подземных стоянок. Но, как отмечал еще в мае журнал Foreign Policy, меры гражданской обороны могут служить не только своей непосредственной цели. Издание приводило мнение британского историка Эмили Гласс о том, что строительство многочисленных бункеров в Албании в период холодной войны служило в том числе наглядным напоминанием гражданам об угрозе их безопасности, что помогало сплотить общество и избежать социальных волнений. Сегодня для стран ЕС такое решение тоже может быть актуальным.