13.10.2022 06:30
Поделиться

Почему муниципалитеты ДФО не могут содержать водоемы в порядке

В Приморском крае, в котором по-прежнему действует режим ЧС федерального уровня из-за июльского наводнения и сентябрьского тайфуна "Хиннамнор", повредившего почти три десятка мостов, началась очистка русел рек. Долгая, сухая, теплая приморская осень - самое время для этого.
Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

По российскому законодательству вести такие работы (иными словами, вмешиваться в естественную природную среду) можно в двух случаях. Первый, когда на территории объявлена ЧС и без подобных действий просто не обойтись. Например, сейчас в Приморье восстанавливать разрушенные тайфуном мосты нет смысла без очистки русел рек, потому что очередной сильный дождь приведет к большой воде. Она понесет бревна, ветки, корни деревьев и прочий мусор к отремонтированному мосту и повредит его вновь.

Второй вариант - превентивный, он дает наибольший эффект, но предусматривает наличие проекта, большое количество согласований и проведение тендера. А у муниципалитетов просто нет средств, чтобы заказать проект. Но и это еще не все. Согласно существующим нормам после введения ЧС становится невозможной отсрочка работ до благоприятного времени - их можно проводить только в период действия режима.

- А, например, расчистка русел удобна и целесообразна поздней осенью, на "низкой воде", когда режим ЧС по паводку действовать уже не должен. Вода спала, погода стоит хорошая, и самое время проводить эти работы, чтобы до декабря их закончить, - говорит глава края Олег Кожемяко.

На недавнем совещании под руководством заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Виктора Яцуценко от Приморского края прозвучало предложение предусмотреть возможность проведения мероприятий по расчистке русел рек, решения о которых приняты в рамках действующего ЧС, и после снятия режима.

Кроме того, расчистка русел и ликвидация проранов в противопаводковых гидротехнических сооружениях не финансируются из резервного фонда правительства РФ. Поэтому инициированы также изменения в Положение о фонде и в методику оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Есть еще и проблема с деревьями, упавшими от непогоды или принесенными реками. Их передачу, например, на дрова населению, разные надзорные ведомства толкуют по-разному же. Это приводит к опасениям органов местного самоуправления схлопотать неприятности за "незаконное изъятие древесины".

- Мы не намерены затягивать сроки решения данных проблем, поскольку понимаем, какое значение все это имеет для граждан, проживающих на пострадавших территориях, - заявил Виктор Яцуценко в ответ на эти предложения.

В 2022 году по нацпроекту "Экология" в России планируется расчистить более 150 километров русел рек. Дальний Восток - не исключение. В проект "персонально" попала река Большая Бира в ЕАО. Ведут работы и в Забайкалье. 4,1 миллиона рублей направил в июне 2022-го минфин края на защиту от паводков, в том числе очистку русел рек Агита и Нерча, а также углубление русла реки Чита, которое ведется с прошлого года. Иногда приходится действовать в авральном режиме - так, в Северо-Курильске (Сахалинская область) в июле спасателям пришлось ликвидировать затор на реке Кузьминке, которая, разлившись, принесла во дворы грязь, ветки и прочий мусор.

Планируется, что к 2025 году реализация проекта "Экология" позволит улучшить качество жизни почти пяти миллионов человек, которые проживают около рек и озер.

Прямая речь

Вячеслав Фетисов, депутат, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, председатель Всероссийского общества охраны природы:

- Самый главный ресурс этого тысячелетия для людей - вода. И это не только такие мировые жемчужины, как озеро Байкал, Телецкое озеро или реки Волга и Енисей. Это и тысячи уникальных небольших водоемов в каждом уголке нашей страны. Все они являются частью единой экосистемы, которую надо беречь. Надо сохранить или возродить ту природную уникальность, которая есть у каждого, даже самого маленького водоема России.