13.10.2022 10:37
Поделиться

Алтайские строители назвали самые острые проблемы отрасли

Как Барнаул будет жить и развиваться в условиях стремительной меняющейся экономической действительности? Как избежать надвигающегося транспортного коллапса? Что надо менять в организации строительства объектов социального назначения? Эти и другие вопросы алтайские строители обсудили за круглым столом. По их мнению, сейчас как никогда важны объективный взгляд на ситуацию и оперативная реакция, скоординированная с краевой и муниципальной властью.
В этом году строители прогнозируют ввод многоквартирного жилья на уровне 2021-го, но что будет в 2023 - 2024 годах - это очень сложный вопрос
В этом году строители прогнозируют ввод многоквартирного жилья на уровне 2021-го, но что будет в 2023 - 2024 годах - это очень сложный вопрос / Татьяна Кравченко

- Весной мы проводили аналогичный круглый стол и подняли немало проблем, - напомнил председатель правления Союза строителей Алтайского края Александр Мишустин. - Летом ситуация начала налаживаться, стало восстанавливаться ипотечное кредитование. Однако по итогам девяти месяцев ситуация тревожная. С одной стороны, мы рапортуем о рекордных цифрах ввода жилья в крае, но с другой, нас пугает падение объемов незавершенного строительства. Так, в 2019 году у нас было 1,153 миллиона квадратных метров "незавершенки", ввели 425 тысяч. В 2020-м - 976 и 486 тысяч соответственно, в 2021-м - 758 и 571. На август 2022 года "незавершенки" насчитывалось 598 тысяч квадратных метров, а ввели всего 364 тысячи. В этом году мы введем многоквартирного жилья на уровне 2021-го, но что будет в следующем и 2024 годах - очень сложный вопрос. Чем продиктовано снижение объемов "незавершенки"? В 2022 году выдано всего 14 разрешений на строительство многоквартирных домов (в прошлом - 20, в позапрошлом - 21, а в 2018-м, накануне введения проектного финансирования, - 61).

Тенденция настораживает и региональный минстрой, что честно признал замминистра Игорь Спивак, хотя и подчеркнул, что "в настоящее время организации работают в штатном режиме, строительство объектов не прекращается, значительное высвобождение работников строительной специальности не зафиксировано". Он отметил, что в крае строят 92 многоквартирных жилых дома, из них 59 - с привлечением средств граждан. Но строители не исключают, что начавшаяся частичная мобилизация может привести к кадровому дефициту.

Другое узкое место в региональной строительной отрасли связано с проведением аукционов. По данным регионального Союза строителей, на конец сентября 2022-го не состоялось 350 аукционов и есть серьезные опасения, что средства на капвложения, заложенные в краевом бюджете, не будут освоены. Речь идет о строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов соцкультбыта. Александр Мишустин сослался на данные депутатов краевого Законодательного собрания: к началу учебного года оказались не готовы 22 школы. Но сваливать всю вину на подрядчиков неверно. В штате ряда региональных министерств работают собственные отделы капитального строительства, занимающиеся проведением аукционов и заключением контрактов с подрядчиками, и там, по мнению отраслевого сообщества, далеко не все в порядке.

В середине сентября на стратегической сессии "Современные подходы к государственным заказам в области строительства", прошедшей в Сколкове, обсуждали основные направления работы по пятилетним планам жилищного и дорожного строительства, а также развития ЖКХ в России. Было отмечено, что в число основных задач всех управленческих звеньев, в первую очередь региональных и муниципальных, должно войти формирование строительных заделов на 2023-2024 годы, вовлечение в оборот новых земельных участков и обеспечение их инфраструктурой. При этом важнейшим условием развития строительной отрасли является подготовка профессионального заказчика.

Вице-премьер Марат Хуснуллин призвал региональные власти уделять должное внимание этой теме:

- Когда начинают ругать строителей и говорить, что они что-то не вовремя или некачественно построили, часто бывает, что это проблемы непрофессионального заказчика - неправильно составлено техзадание, неверно посчитаны цены, не лучшие технические решения, некачественная проектно-сметная документация.

Кроме того, сейчас особенно актуально оперативное решение вопросов через штабной режим работы в регионах. Алтайские строители неоднократно об этом режиме и устно, и письменно просили на всех уровнях региональной и муниципальной властей. В такой практике ведь ничего нового нет - в нулевые годы в барнаульской мэрии каждый четверг проводились заседания оперативных штабов по строительству жилья, а в краевой администрации проводились аналогичные еженедельные совещания с участием зам-главы, курирующего строительную сферу. "Почему сегодня нет ни того, ни другого?" - недоумевают строители.

Еще одна актуальная тема - скорая зима приближает весьма вероятный транспортный коллапс в Барнауле, движение в котором, и без того проблемное, еще сильнее осложнилось из-за длительного ремонта путепроводов в районе Нового рынка.

- Опережающий рост новостроек в краевом центре требует обеспечения адекватной транспортной доступности, и сейчас минимум каждый второй барнаулец скажет, что это главная проблема для города, - убеждена гендиректор Ассоциации "СРО "Алтайские строители" Зинаида Герасимович. - Транспортная доступность, в свою очередь, должна создать комфортные, устойчивые и безопасные транспортные связи. В Барнауле есть утвержденная муниципальная программа развития дорожно-транспортной системы на 2015-2025 годы. В первую половину этого срока были проведены масштабные мероприятия по строительству и реконструкции дорог в городе, однако в целом проблема транспортной доступности не решена.

Проанализировав ситуацию, отраслевое сообщество направило городской власти ряд предложений. Одно из них - строительство объездной дороги (от пересечения улицы Попова и проспекта Энергетиков по Деловому проезду и лесной просеке с переходом через железнодорожные пути). Такая магистраль связала бы новостройки Индустриального района и центральную часть города с выходом на Новый мост, позволив отвести внушительный грузовой поток с Власихинской промплощадки. Второй пакет предложений связан с нормализацией движения на транспортных автомагистралях. Для этого должны быть решены вопросы устройства кольцевого движения (только на Павловском тракте его требуется оборудовать в четырех местах - на пересечении с улицами Попова, Просторной, Трактовой и Солнечной Поляной). К сожалению, в Барнауле нет ни одной транспортной сети, которая бы обеспечивала безопасное и бесперебойное автомобильное движение. Необходимо обустройство подземных пешеходных переходов как минимум на пересечении Павловского тракта с улицами Георгиева, Попова, Власихинской. Еще один переход нужен на пересечении проспекта. Строителей с улицей Ядринцева.

- По нашему мнению, все это спасло бы Барнаул от надвигающегося транспортного коллапса, - отметила Зинаида Герасимович.

Прямая речь

Александр Мишустин, председатель правления Союза строителей Алтайского края:

- Мы по-прежнему надеемся, что нас услышат и примут необходимые управленческие решения. Две недели назад мы отправили в правительство края большой пакет наших предложений. Среди них - возрождение практики работы оперативных штабов с привлечением регионального минфина. Нужна общая площадка для выработки решений. А у нас кто в лес, кто по дрова. Мы не устаем повторять: нужно создавать крупные (возможно, межрайонные) службы единого заказчика - у нас в городе-то не хватает квалифицированных кадров, а что уж говорить про сельские районы? Решим этот вопрос - многое в краевом строительстве сдвинется в лучшую сторону. Не могут по определению разбираться в строительных тонкостях директора ДК или школы.