- Если открыт спецсчет на капремонт, собственники берут на себя обязанность вовремя производить замену механизмов. Но мы понимаем, что это достаточно дорого, поэтому тем, кто решает участвовать в программе, из бюджета ежегодно выделяются средства. Чем больше доля софинансирования жильцов, тем быстрее все происходит. Наша задача - чтобы в ближайшие два года дома со спецсчетами тоже перешли на плановую замену. Всего требуется обновить около 1500 штук, - рассказал министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов.
Свердловская область - один из немногих субъектов РФ, где действует программа ускоренной замены лифтов старше 25 лет. У собственников, которые сами оплачивают работы, есть возможность выбрать производителя. Например, жильцы девятиэтажки на улице Чайковского в Екатеринбурге остановились на продукции нижегородского завода. Причем типовой проект не захотели, заказали кабины по своему эскизу и характеристикам. Это первый такой опыт на Среднем Урале.
- Подрядчику поставили условие: антивандальный, экономно расходующий электричество. Получили даже лучше, чем хотели: максимальная грузоподъемность - 400 килограммов вместо 320, как раньше, скорость - один метр в секунду вместо 0,7. Старую кабину было очень сложно оттереть от маркеров, а нержавейка позволяет легко удалить любые "следы", - радуется председатель правления ТСЖ Анатолий Девятов.
Смета на замену каждого лифта в этом доме составила около трех миллионов рублей, включая оплату работ. Жильцы внесли 31 процент, остальное взял на себя бюджет. Новенькие широкие кабины в шести подъездах сияют: в них все металлическое, но никакого грохота при движении не слышно. Освещение светодиодное.
- Оборудование противоударное, противопожарное, установлен частотный преобразователь привода - а это плавное торможение и разгон, - перечисляет плюсы новых лифтов прораб Алексей Ситников. - Плюс современная диспетчеризация, обеспечивающая не только связь с пассажиром, но и технический мониторинг. То есть диспетчер на пульте видит, на каком этаже встал подъемник, по какой причине, открыты или закрыты двери.
Наш разговор с прорабом слышат жильцы. Молодой человек достает смартфон: "Мама, лифт уже включили!" Из трубки слышна неподдельная радость, ведь почти два месяца люди ходили по лестнице. Но такова технология монтажа, работы нужно проводить последовательно, не перескакивая через этапы. Установщики Валерий и Сергей объясняют буквально на пальцах: вначале шахту измеряем, убираем старые направляющие - на это уходит день. Потом устанавливаем новые с противовесом - еще день. На монтаж и наладку дверей - полтора. Дальше лебедка и только потом кабина. Так что норма - два лифта в месяц на двух монтажников.
По данным Росстата, за восемь месяцев 2022 года в России произвели 13,3 тысячи лифтов. В сравнении с 2021-м - 61,4 процента, то есть пока говорить о полном восстановлении рынка рано. В Свердловской области жильцам многоквартирных домов предлагают продукцию пяти заводов: из Москвы, Щербинки, Нижнего Новгорода, Лыткарино, Могилева. Прошу сравнить технологическую начинку - монтажники признаются, что в серийном экономсегменте она примерно одинакова по качеству. Несколько особняком стояла американская марка OTIS - это как "Икеа" в мебельной отрасли: от конкурентов ее отличала в первую очередь простота сборки и отсутствие необходимости что-то подгонять.
До 2022 года OTIS считался самым крупным иностранным поставщиком лифтов в России. Большая часть моделей собиралась в Санкт-Петербурге, в июле это производство приобрел холдинг S8 Capital. Пока непонятно, будет ли ребрендинг, но запчасти к уже установленным кабинам продолжают продавать.
- У нас и до 2022 года свыше 90 процентов поставщиков по программе капремонта были отечественные или из дружественных стран. Когда освободилась ниша OTIS, они спокойно ее заняли, - подчеркивает Смирнов.
В целом, по данным ассоциации "Российское лифтовое объединение", до 2022 года доля зарубежных поставщиков на рынке достигала 30 процентов, но значительная часть приходилась на Беларусь. Помимо американцев, о сворачивании бизнеса в нашей стране объявили финская KONE и немецкая TK Elevator, правда, эти марки устанавливали в основном в дома бизнес-класса, торговые или деловые центры, так что их влияние на программу капремонта минимально.
В бизнес-центрах импорт теоретически тоже есть чем заменить: модели такого класса имеются у российских производителей. Более серьезная проблема - доля иностранных комплектующих: у разных заводов она колеблется от 10 до 30 процентов. Речь идет прежде всего о лебедках и микроэлектронике. Без чипов "мозги" современного лифта перестанут подавать команды правильно. Впрочем, участники рынка полагают, что риски можно нивелировать за счет расширения собственных производств тяговых элементов и увеличения поставок контроллеров и чипов из Китая.