Оперные театры Астрахани и Самары привезли в Москву свои премьеры

В рамках фестиваля "Видеть музыку" театры Астрахани и Самары показали оперы Верди - "Риголетто" и "Бал-маскарад". Оба спектакля представили на Новой сцене Большого театра. Но взявшись за постановку абсолютных шедевров, два коллектива с волжских берегов, продемонстрировали диаметрально противоположный взгляд на искусство оперного театра.
Опера Верди "Риголетто", Астрахань.
Опера Верди "Риголетто", Астрахань. / Елена Лапина

Главная концептуальная особенность форума "Видеть музыку", что проводится при финансовой поддержке Министерства культуры России и Президентского фонда культурных инициатив по инициативе Ассоциации Музыкальных Театров России, которую возглавляет режиссер Георгий Исаакян, в том, что театры сами, без всякого участия сторонних экспертов выбирают те свои работы, которые считают для себя важным представить столичной публике. Поэтому и амплитуда успеха огромная, и в целом получается вполне объективная картина театральной жизни в российских регионах.

"Риголетто" из Астрахани - спектакль, поставленный режиссером Михаилом Панджавидзе и дирижером Валерием Ворониным, совсем новый, премьера нынешней весны, продемонстрировал способность театра "выпадать" из времени.

Опера Верди "Риголетто", Астрахань. Фото: Елена Лапина

Зрелище получилось костюмированное, красивое (художник Гарри Гуммель), как в сказке. Ради этой красоты действие оперы даже перенесли в Венецию, где, как известно, в 1851 году прошла мировая премьера оперы в театре "Ла Фениче". Вот только сказочно счастливого финала не вышло. И во всем виноват Верди. Во-первых, композитор предпочитал для своих опер выбирать сюжеты исключительно трагические (в данном случае Гюго "Король забавляется"). Во-вторых, музыка Верди, несмотря на всю свою популярность, требует и от певцов, и музыкантов оркестра мастерства высочайшего уровня. Астраханский театр оперы и балета поступил абсолютно честно: выступил в Москве лишь своими силами, не вызывая никого на подмогу, но вердиевская партитура пока еще не ложится на голоса солистов.

Опера Верди "Риголетто", Астрахань. Фото: Елена Лапина

Самарский "Бал-маскарад" - совсем другая история. Этот спектакль на год старше астраханского, но сделан он совершенно по другому творческому принципу. На постановку в тандеме с художественным руководителем - главным дирижером театра Евгением Хохловым был приглашен многократно награжденный "Золотыми масками" режиссер Филипп Разенков, для которого, судя по спектаклю, тут важны темы: мистика в судьбе человека и людские пороки, что прекрасно расцветают на почве политических интриг и любовных страстей.

Опера Верди "Бал-маскарад", Самара. Фото: Елена Лапина

Кстати, именно по политическим причинам у этой вердиевской оперы вообще трудная сценическая судьба, так как в основе ее сюжета подлинное историческое событие - убийство заговорщиками шведского короля Густава III в 1792 году во время бала-маскарада в Шведской опере. И шведскому монарху по сей день на законодательном уровне воспрещается появляться в Королевской опере. Либретто же Антонио Соммы по тексту Эжена Скриба подвергалось неоднократной цензорской правке. И Верди перенес действие оперы в Новый Свет, и король превратился в американского губернатора Ричарда, а граф Анкарстрём, его убийца, - в его друга Ренато. Между ними - Амелия, вымышленная в историческом плане героиня - жена Ренато, влюбленная в Ричарда. И все очень по-оперному, где любовь без кровавого финала любовью не считается.

Опера Верди "Бал-маскарад", Самара. Фото: Елена Лапина

Действие спектакля разворачивается в строго неопределяемом времени и пространстве (сценография Эрнста Гейдебрехта являет собой усредненную попытку абстрактного не связанного с музыкой искусства). Но почти сразу становится понятно, что режиссерский замысел отталкивался от образа и судьбы JFK - Джона Фицджеральда Кеннеди - 35-го президента США…

На премьере в Самаре и на гастролях в Москве в главных партиях были заняты не только свои, но и приглашенные солисты из числа топ-певцов. Дуэт Владислава Сулимского (Ренато) и Ивана Гынгазова (Ричард), обладающих и классными голосами, и настоящей артистической харизмой, по сути, сделал этот спектакль и успешным, и интересным. К тому же нельзя не заметить, что Татьяна Ларина в роли Амелии была для них очень достойной визави. Ее сопрано должна слышать публика не только родного певице Самарского театра.

Конечно, при таком подходе идея "театра-дома" проигрывает концепции "открытого театра", которая справедливости ради, надо заметить, стоит гораздо дороже. Но при этом за явным преимуществом выигрывает искусство, объединяющее мир.