"За "семь дней и семь ночей" рай в пьесе Шекспира превращается в ад, это вечная история сотворения и разрушения мира, мы долго думали, как метафорично наглядно это показать, - рассказал "РГ" режиссер спектакля Владимир Хрущев, - и когда придумали с художником Еленой Сорочайкиной кровать, все встало на свои места, мир как брачное ложе, которое все пытаются опошлить".
В постановке Владимира Хрущева есть и другие ноу-хау, по крайней мере, для ставропольской сцены. Это огромный видеопроектор и онлайн-камера. Она всегда находится в руках шута, по сути, этот персонаж олицетворение репортера. Благодаря этой режиссерской находке история зависти, страсти и убийства разворачивается на больших планах. Для труппы и для служащих театра - это был эксперимент, но как показала премьера - современные технологии, если их использовать грамотно, позволяют рассмотреть новые смыслы даже в самых "заезженных" произведениях.
"Шекспир велик! Он позволяет раскрыть любой пласт своей "бессмертной трагедии", и обнаружить что-то новое, волнующее сегодня, - продолжает рассказывать Владимир Хрущев,- основное предлагаемое обстоятельство - Отелло черен и значит он "чужой среди своих"- сейчас звучит не совсем толерантно. Но возможен и другой угол зрения, который мы и показываем: Отелло влиятелен, он значительная фигура в мире политики, но он приезжий, он наемный работник, и он много старше Дездемоны, по нашей версии. Никто им этого не простил. Прежде всего, Яго, который молод и амбициозен".
При этом, как уверяют побывавшие на премьере зрители, главные шекспировские интонации, призывающие к состраданию и борьбе с собственными страхами, никуда не делись. Чем ближе развязка, тем они звучат громче. Кажется, великий Шекспир снова оказался актуальнее многих современных авторов.
В финале - шут-журналист вместе с Яго проваливаются в ад, унося с собой погубленные души персонажей. И все-таки режиссер не желает оставлять зрителя без надежды - завершает спектакль маленькая девочка по имени Офелия как символ того, что, может быть, следующему поколению повезет больше.
Главные роли в столь глубоком спектакле, поставленном в столь ответственное время, сыграли звезды Ставропольской сцены - заслуженный артист России Александр Жуков (Отелло), молодая актриса Дарья Симанкина (Дездемона), мастеровитый актер Евгений Задорожный (Яго). Все они отметили, что хоть кровать была и неудобна, к ней долго привыкали, однако именно эта метафора помогла больше понять о Шекспире.
Кстати
Ставропольский академический театр драмы - один из старейших на Северном Кавказе, основан в 1845 году. Работа труппы не прерывалась даже во время Великой Отечественной войны, с 1964 года театр носит имя Михаила Лермонтова. Помимо Шекспира здесь также можно увидеть пьесы Чехова, Шварца, Шукшина, Сигарева и многих других востребованных авторов. Театр активно сотрудничает с современными режиссерами из разных городов. Владимир Хрущев ранее поставил в Ставрополе "Без вины виноватые" Александра Островского и "Визит старой дамы" Фридриха Дюрренматта. Оба спектакля вошли в золотой фонд театра.