Выпускники СПбГАСУ делают российские дороги безопаснее

Более пяти тысяч трасс отремонтируют в 2022 году по национальному проекту "Безопасные и качественные дороги". По оценке экспертов, сегодня отечественные автомагистрали по качеству ничем не уступают европейским, а по отдельным показателям даже превосходят их. Немаловажную роль в этом сыграли молодые специалисты, которые предлагают свежие идеи при разработке проектов будущих транспортных артерий. Кузницей кадров, обеспечивающих безопасность и комфорт на российских дорогах, уже 75 лет является автомобильно-дорожный факультет СПбГАСУ. О новых образовательных программах, перспективных проектах и востребованности выпускников вуза рассказал заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, директор Института безопасности дорожного движения Сергей Евтюков.
Заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, директор института БДД Сергей  Евтюков.
Заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, директор института БДД Сергей Евтюков. / Пресс-служба ГАСУ

Сергей Аркадьевич, востребованы ли сегодня молодые кадры в сфере безопасности дорожного движения?

Сергей Евтюков: Дорожное строительство во все времена будет актуальным, хороших и грамотных специалистов там всегда не хватает. Поэтому выпускники нашего вуза без работы не останутся. Только на автомобильно-дорожном факультете мы готовим будущих специалистов по направлениям "Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг", "Техносферная безопасность", "Автомобильные перевозки и организация движения", "Транспортная логистика" и ряду других. Специальностей много, поэтому каждый сможет себя найти. Есть ребята, которые хотят остаться в науке, и мы даем им возможность поступить в аспирантуру. Наши выпускники крайне востребованы в организациях транспортного строительства, проектных институтах, технических отделах и эксплуатационных службах по всей стране. Они работают не только в центральных и северо-западных регионах, но и на Крайнем Севере, юге России и даже на Дальнем Востоке.

Изменились ли подходы к обучению, и как на это повлияли современные технологии?

Сергей Евтюков: Все специальности у нас прикладные, поэтому преподаватели должны идти в ногу со временем и не только передавать студентам актуальные теоретические знания, но и формировать практические навыки. Кроме того, очень важна профессиональная интеграция, ведь над современными проектами работают люди совершенно разных специальностей. Например, тот же айтишник не сможет разработать компьютерную модель будущей дороги, если он не понимает, как организованы процессы дорожного строительства. В то же время у инженера, досконально разбирающегося в стройке, могут возникнуть трудности с компьютерным моделированием. Когда грамотные специалисты работают в связке, это всегда приводит к лучшему результату. Вот почему такой популярностью пользуются международные конференции, семинары, круглые столы и мастер-классы, которые мы организуем на площадке университета. Это отличная возможность для обмена профессиональным опытом и выработки новых проектных решений.

Если говорить в целом о дорожной ситуации в стране, то насколько сильно она изменилась за последние годы, и какую роль в этом сыграли ваши студенты и выпускники?

Сергей Евтюков: Сегодня ситуация с дорогами кардинально иная, чем, скажем, десять лет назад. Конечно, далеко не последнюю роль в этом сыграл нацпроект, непосредственным участником которого мы являемся. С уверенностью могу сказать, что российская дорожная сеть сейчас на порядок лучше, чем в той же Европе, однако ее по-прежнему нужно развивать. Качественный скачок удалось совершить благодаря современным технологиям. Кроме того, внушительные финансовые средства вкладываются не только в строительство, но и в эксплуатацию автомобильных дорог. Самый простой пример - это разметка. Вспомните, 10-15 лет назад она "сходила" с дорог весной вместе со снегом. Сейчас новое покрытие куда более устойчивое и надежное. Однако со временем изначальный проект сильно меняется: у новых дорог появляются пересечения, которые требуют дополнительных знаков и разметки. Мы постоянно мониторим эту ситуацию, разрабатываем современные проектные решения. Вуз участвует и в непосредственном строительстве отечественных автомагистралей. Наши студенты и аспиранты регулярно проходят практику на таких объектах. Один из последних примеров - федеральная трасса "Таврида", где мы осуществляли строительный надзор.

Несмотря на более качественные дороги, аварийная ситуация на них, к сожалению, не снижается. Расскажите подробнее об Институте безопасности дорожного движения, который вы возглавляете. Какую помощь его сотрудники оказывают правоохранительным органам?

Сергей Евтюков: Мы уже более 25 лет проводим различные виды экспертиз - это оценка стоимости транспортного средства или ущерба после ДТП, трасологические и ситуационные экспертизы, особенно актуальные для следственных органов, заключения по расходу горюче-смазочных материалов и многие другие. Мы разработали новые методики проведения экспертизы по определению скорости автомобиля перед столкновением, влиянию износа шин на эффективность торможения и т.д. Помогаем следственным органам разобраться с фальсифицированными записями с камер видеонаблюдения или видеорегистраторов. Это актуально, когда человек хочет уйти от ответственности и монтирует видео, пытаясь скрыть доказательства.

Сегодня крайне важно готовить новых судебных автотехнических экспертов. На базе института все желающие могут пройти обучение и получить диплом переподготовки, дающий право, работать в этой области. Среди студентов и выпускников СПбГАСУ немало желающих связать свою профессиональную деятельность с экспертизой. Мы с удовольствием даем им такую возможность.