Чем грозит уход Danone с российского рынка

Потребители могут не опасаться дефицита или ухудшения качества молочной продукции. Российские заводы Danone, объявившей об уходе с нашего рынка, продолжат работу. Кроме того, в стране много локальных производителей. Но в долгосрочной перспективе могут возникнуть сложности с поставками ингредиентов, модернизацией оборудования - вкупе со снижением конкуренции на рынке это создает риски ухудшения качества.
Помимо Danone в магазинах полно качественной молочной продукции российских производителей.
Помимо Danone в магазинах полно качественной молочной продукции российских производителей. / Александр Корольков/РГ

Российские заводы Danone продолжают свою деятельность в обычном режиме, рабочие места сохраняются, а продукция поступает на российский рынок, заверили в минсельхозе. О том же в прошлую пятницу сообщили власти регионов, где работают предприятия холдинга.

14 октября Danone объявила о решении отказаться от ведения бизнеса на российском рынке. Так удастся обеспечить непрерывность производства продукции на территории страны. Речь идет о передаче контроля над активами по производству молочных и растительных продуктов в РФ. Кому и когда будет передан бизнес, пока не известно.

Danone вряд ли разрешит пользоваться международными брендами - такими как "Активиа", "Даниссимо" или Danone

Самым логичным вариантом было бы продать активы местному менеджменту за символическую плату с возможностью обратного выкупа, считает генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. В этом случае нет сомнений, что специалисты российского офиса Danone будут поддерживать планку качества продукции, считает эксперт. Впрочем, возможен и вариант реализации российского бизнеса профильному инвестору, допускает она.

В любом случае с высокой долей вероятности можно предположить, что компания не позволит пользоваться международными брендами - "Активиа", "Даниссимо", Danone. Но останутся те бренды, которые зарегистрированы в России и реализуются на территории СНГ - "Простоквашино", "Bio Баланс", "Актуаль", "Смешарики", "Тёма", говорит Петрова.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Татьяна Карабут

Сложности (как у компании, так и у всей молочной отрасли) могут возникнуть в долгосрочной перспективе - с оборудованием, ингредиентами, которые закупаются за рубежом, считает Петрова. А необходимость модернизации может возникнуть уже через два-три года.

В России есть большое количество отечественных производителей качественной молочной продукции. Но Danone являлся драйвером роста рынка как минимум в четырех позициях - йогурт, детские и специализированные продукты, растительные аналоги, говорит Марина Петрова. Компания использовала современные технологии и оборудование, внедряла инновации. И главное - она развивала культуру потребления качественных молочных продуктов, позиционируя их как продукты для здорового образа жизни. Когда 30 лет назад Danone пришла в Россию, рынка йогурта у нас не существовало, а сейчас рынок йогурта по емкости равен рынку кефира - 800 тысяч тонн в год, отмечает Петрова.

Многие российские производители тоже вкладываются в инновации и активно развиваются. Но надо понимать, что это происходит на фоне высокой конкуренции. Как только она ослабляется - сразу появляется риск снижения качества.