"Пекин не собирается менять свою политику в отношении России". Ожиданиями от XX съезда Коммунистической партии Китая с "РГ" поделился профессор Алексей Маслов

В Пекине открылся XX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), в ходе которого делегатам этого масштабного события предстоит подвести итоги пятилетней работы КПК, определить дальнейший курс развития страны и избрать высшее партийное руководство.

О своих ожиданиях от мероприятия с корреспондентом "РГ" поделился Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, доктор исторических наук.

Китай не собирается менять свою политику в отношении России

Для России важно, чтобы нынешняя и основная политика Китая осталась неизменной, так как Москву она вполне устраивает. И судя по высказываниям, которые председатель КНР Си Цзиньпин сделал в своем докладе на открытии XX съезда Коммунистической партии Китая (КПК), Пекин не собирается менять свою политику в отношении нашей страны, как экономическую, так и общеполитическую. Очевидно, что Китай не сделал никаких резких заявлений по поводу Украины, что опять устраивает Россию. Наконец для нас важно, что Си Цзиньпин, скорее всего, остается у власти. Он зарекомендовал себя в качестве надежного партнера.

Китай не поддается диктату США

Не думаю, что по итогам XX съезда КПК будут сделаны какие-либо жесткие заявления по поводу США. Скорее всего, более сильных формулировок стоит ожидать в марте 2023 года на первом Пленуме ЦК КПК. Сейчас для Пекина важно продемонстрировать и миру, и внутреннему рынку, что Китай не идет на попятную и не поддается диктату США. Это удовлетворяет почти все политические и экономические группировки в Китае. Кроме того, это устраивает очень многие страны Центральной и Юго-Восточной Азии, которые могут опираться на Китай как на некую антитезу американской политики. Речь идет прежде всего о Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также Индонезии, Малайзии, частично Бирме и Лаосе в другой части мира, ну и наконец о практически всех странах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Пекин не отказывается от своих прежних геополитических и экономических стратегий

Китай не отказался от своих прежних предложений. Пекин подготовил несколько тезисов, которые теоретически могли уйти в тень. Например, это стратегия "одна страна - две системы" для Гонконга и соответственно, возможно, для Тайваня. Это "Один пояс - один путь", который остается в работе. И это "Сообщество единой судьба человечества" как новая геостратегия Китая, пускай, еще плохо сформулированная, но очевидно, что КНР будет на нее опираться.

В составе Политбюро мы увидим больше сторонников жесткой линии Си Цзиньпина

В Китае происходит персонификация власти, что уже было при Мао Цзэдуне. Он оставался руководителем КПК между VIII и IX партийными cъездами, соответственно между 1956 и 1966 годами. Предыдущие главы КНР хотя и были, безусловно, ведущими лидерами страны, но их власть не была настолько сильно персонифицирована. Полагаю, что в ближайшем составе постоянного комитета Политбюро и Политбюро ЦК КПК мы увидим значительно больше сторонников жесткой линии Си Цзиньпина.

В руководстве Китая может появиться жесткая антиамериканская связка

После XX съезда КПК однозначно уйдет со своего поста руководитель Госсовета КНР Ли Кэцян, который в своей должности проработал два срока и по конституции не может больше сохранять за собой это место. Вопрос заключается в том, кто придет ему на смену. Это может быть один из представителей жесткой антиамериканской линии либо, наоборот, человек, который попытается смягчить острые углы в отношениях с США. Сейчас для Китая главная проблема - это не Украина, а вопрос взаимодействия с США или ситуация вокруг Тайваня.

Кроме того, велика вероятность, что свою должность в связи с почтенным возрастом оставит глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ян Цзечи. Его позицию, очевидно, займет нынешний министр иностранных дел Китая Ван И, представитель "дипломатии боевых волков" и приверженец жесткого антиамериканского курса. Если вдобавок к этому на пост премьера КНР встанет Лю Хэ, прагматик и очень сильный экономист, тогда в китайском руководстве может появиться очень жесткая антиамериканская связка. На мой взгляд, это вполне вероятный сценарий, но не исключены, конечно, и другие варианты. В марте следующего года мы увидим окончательную конфигурацию, но уже сейчас можно наблюдать, что происходит.

Региональные кланы в Китае не оспаривают лидерство Си Цзиньпина

За последние несколько лет мы не видим какой-либо фракционной борьбы в Китае. Лишь некоторые блогеры-любители из США или России периодически распространяют слухи о такой борьбе. На самом деле она отсутствует. В реальности никаких фракций в Китае в чистом виде не существует. Есть региональные кланы, которые так или иначе заинтересованы в усилении своих экономических позиций. Например, кланы провинций Фуцзянь или Гуандун, которые тесно связаны с США, поскольку их продукция идет в Соединенные Штаты. Но они не оспаривают лидерство Си Цзиньпина и лишь борются за "близость к трону".

Армия Китая имеет новый облик и структуру

В руководстве КНР заявления о намерении продолжить курс на укрепление Народно-освободительной армии Китая (НОАК) делают на протяжении последних пяти лет, а то и больше. Важно, что сейчас Си Цзиньпин включил этот тезис в свой доклад на открытии XX съезда КПК. Это говорит о том, что Китай при необходимости готов воевать. НОАК теперь имеет новый облик и новую структуру. И это в свою очередь свидетельствует о завершении перестройки китайской армии. Поэтому такие заявления являются ключевыми в отношении в том числе и Тайваня. Пекин может применить свою армию и готов это сделать технически при обострении обстановки вокруг острова.

Китай не меняет социально ориентированную политику

Людям нужно объяснить, что КНР продолжает реализовывать свою социально ориентированную политику. Важно показать населению, что в стране есть достижения в борьбе с бедностью. Все-таки и китайское государство переживает сейчас серьезное падение экономики. Китайский лидер подчеркивает, что Пекин вводит еще более широкую программу открытости внешнему миру. А это значит, что в КНР продолжат поступать зарубежные технологии, а Китай в свою очередь будет активно экспортировать свои технологии за рубеж. Собственно, на чем будет базироваться модель развития Китая. И это является ответом в том числе и тем критикам, которые обвиняют Пекин во все большей ориентированности на свою внутреннюю жизнь.

Подготовил Александр Ленин