Тогда опасную грань удалось не переступить. США не стали вторгаться на Кубу, хотя и ввели полную военно-морскую блокаду в отношении Острова свободы (кстати, экономические санкции в отношении Кубы, которые здесь по-прежнему называют не иначе как блокадой, сохраняются и по сей день). 60 лет назад Москва и Вашингтон в итоге смогли договориться: СССР вывел вооружения с Кубы, а затем были демонтированы и американские ракеты, расположенные в Турции.
К юбилею тех памятных событий посол России на Кубе Андрей Гуськов рассказал "Российской газете" о том, почему уроки Карибского кризиса актуальны до сих пор, и их связи с текущей ситуацией в мире, а также влиянии на российско-кубинские отношения.
Несмотря на то, что прошло уже столько лет, упоминания о Карибском кризисе часто сходят с уст современных политиков. Как вы оцениваете события тех лет, и как влияет на вашу оценку текущая международная ситуация?
Андрей Гуськов: Действительно, несмотря на прошедшие годы, интерес к данной теме не ослабевает. Про Карибский или, как его называют здесь, Октябрьский кризис написано множество книг и на Кубе, и в России, и в США, да и в других странах. О нем продолжают говорить государственные деятели, политики, историки. При этом высказываются довольно разноречивые оценки причин, хода и развязки тех событий.
И тем не менее, как представляется, есть достаточно широкое признание того, что кризис возник из-за серьезных угроз для безопасности вовлеченных в него сторон и был остановлен перед лицом реальной опасности начала ядерной войны. Отсюда, на мой взгляд, - его главные уроки, весьма актуальные и сегодня. Это то, о чём мы говорим США и НАТО: нельзя укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств, необходимо прекратить устраивать "цветные революции" в расчете на обеспечение своей гегемонии на мировой арене. В западных столицах должны также осознавать опасность неконтролируемой эскалации международной напряженности на фоне событий, происходящих на Украине, в том числе использования в этих целях ядерной риторики.
В данной связи следует напомнить, что преодоление Карибского кризиса, без преувеличения, стало поворотным моментом в продвижении мира к политике разрядки, ограничении вооружений, создании режимов нераспространения оружия массового уничтожения, которые явились факторами международной стабильности на целые десятилетия. Хочется верить, что об этом не забыли на Западе.
Чего больше этот кризис принёс кризис для наших отношений с Кубой: позитива или негатива? Многие исследователи отмечают тот факт, что решение о выводе советских ракет с острова было принято без консультаций с кубинской стороной… Сказываются ли сегодня какие-то недопонимания тех лет на нашем двустороннем сотрудничестве?
Андрей Гуськов: Для меня, как посла, особенно важна проекция Карибского кризиса на наши отношения с Кубой. В данной связи необходимо отметить, что в его результате Гавана получила гарантии безопасности - готовившаяся с учетом ошибок авантюры на Плайя-Хирон в апреле 1961 года (попытка подготовленных американцами боевых групп высадиться на Кубе с целью свержения режима Фиделя Кастро - прим. "РГ") новая интервенция не произошла. США отступили. Это стало нашей с кубинцами общей победой.
Действительно, принятие советским руководством без консультаций с Революционным правительством Острова свободы решения о выводе с его территории ракетных установок вызвало непонимание в Гаване. И всё же отнюдь не это обстоятельство стало определяющим для дальнейшего развития советско-кубинских связей.
Спустя несколько месяцев, весной 1963 года Фидель Кастро посетил СССР со своим знаменитым, продолжительностью больше месяца, визитом. Радушный приём, который был оказан кубинскому лидеру не только на политическом уровне, но и простыми людьми во время поездки Фиделя в различные уголки страны, продемонстрировал сформировавшееся в нашем обществе уже тогда, в том числе под влиянием общих испытаний, через которые мы прошли в ходе Карибского кризиса, особое отношение к "Острову зари багровой".
Те события 60-летней давности остаются важной вехой в деле формирования атмосферы глубокого доверия и взаимопонимания, которая сегодня присуща российско-кубинскому диалогу и сотрудничеству. Наше тесное взаимодействие основывается на широкой общности подходов к ключевым вопросам обеспечения международного мира и безопасности, соблюдения международного права, положений Устава ООН.
Пройдя испытание временем, отношения между Россией и Кубой носят стратегический, союзнический характер и успешно развиваются во всех областях, включая политическую, торгово-экономическую, научно-технологическую, военную и военно-техническую, культурную, гуманитарную. Мы высоко ценим нашу дружбу и взаимную солидарность с Островом свободы и его народом, внимательно относимся ко всем страницам общей истории двух стран, в которой заложен прочный фундамент российско-кубинских связей.