Регионы планируют сократить объемы налоговых льгот к 2025 году

Минфин раскрыл данные по налоговым расходам российских регионов. Большая часть из них к 2025 году сожмет объемы льгот за счет сокращения числа льготных программ.

Налоговые расходы - это средства, которые могли бы поступить в бюджет, если бы налоги взимались в полном объеме, без льгот и преференций. Такие освобождения - часть экономической политики как всего государства, так и каждого отдельного региона. Ранее в минфине отмечали, исходя из каких принципов федеральный бюджет предоставляет налоговые преференции. У регионов также есть право устанавливать свои преференциальные режимы и проводить собственную налоговую политику исходя из целей и задач в рамках развития своей экономики.

Сегодня Налоговый кодекс достаточно четко определяет те пределы, которые может использовать регион при формировании своей налоговой политики. Фактически в этих рамках регион определяет условия, которые могут быть предоставлены для привлечения инвесторов. Например, ставка по налогу на прибыль составляет 20%, 2% из которых зачисляется в федеральный бюджет, а 18% - в региональный. При этом регион может своим законом понизить свою долю от налога для отдельных категорий налогоплательщиков. Такой подход дает каждому субъекту достаточно широкие права по введению налоговых льгот и преференций, чтобы действовать исходя из собственной оценки возможностей бюджета.

"Региональные власти при введении мер поддержки проводят анализ рисков финансового состояния региона. Также нельзя забывать, что регион несет большие социальные обязательства, часть из которых влияет и на доходы бюджета (например, налоговые льготы для имущества определенных категорий граждан). В результате налоговые льготы и преференции - благо с точки зрения привлечения потенциальных налогоплательщиков и позитивно влияют на перспективу развития, с другой стороны - после введения льготного режима в первые годы это может негативно сказываться на налоговых доходах бюджета. В связи с чем при введении преференций необходимо соотнести бюджетные обязательства с бюджетными поступлениями", - поясняет вице-президент, руководитель направления "Пространственное развитие" ЦСР Татьяна Караваева.

В целом в налоговой политике каждого региона можно выделить два направления налоговых льгот - социальные и инвестиционные. Первые, соответственно, поддерживают граждан, вторые - бизнес.

Чаще всего региональные льготы - это пониженные ставки в рамках региональной части налога в пределах, установленных федеральным законодательством.

"Как правило, льготы предоставляются по следующим видам налогов: налог на прибыль (региональная часть), налог на имущество организаций, налоги на совокупный доход, транспортный налог. Льготы регулируются региональным законодательством. Льготы, которые можно отнести к стимулирующим экономический рост, - это льготы по налогу на прибыль и часто по налогу на имущество", - рассказывает старший директор - руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

Предоставляя ту или иную льготу, регион вынужден балансировать между необходимостью наполнить бюджет сейчас и будущими поступлениями налогов от новых бизнес проектов

Предоставляя ту или иную льготу, регион вынужден балансировать между необходимостью наполнить бюджет сейчас и будущими поступлениями налогов от новых бизнес-проектов. Приходится также учитывать и будущее пространственное развитие региона: каких предприятий недостаточно и развитие каких отраслей необходимо поддержать.

"Например, Челябинская область предоставляет льготы по налогу на прибыль управляющим компаниям индустриальных парков, ИТ-компаниям, компаниям, участвующим в ГЧП-проектах и концессиях с областью, компаниям, заключившим специальный инвестиционный контракт, резидентам ОЭЗ, ТОР. А в Липецкой области на 4,5% снижается ставка налога для участников ОЭЗ, победителей конкурса инвестпроектов, инновационных компаний и ряда других. Отдельным законом устанавливаются региональные льготы по налогу на имущество", - привела примеры Анисимова.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Любовь Маврина

На размер льгот влияет и состояние бюджета. "Регионы, которые имеют устойчивый уровень бюджетной обеспеченности, в большей степени могут позволить себе предоставить те или иные преференции для бизнеса. К примеру, сегодня высокий уровень бюджетной обеспеченности показывают: Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Тюменская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Ленинградская область, Московская область, Татарстан, Самарская область", - рассказывает Караваева.

По ее мнению, льготы - не основной фактор привлечения инвесторов. "Важное значение имеет инфраструктура, которую сегодня специалисты оценивают на основе различных критериев", - отмечает она. Также инвесторы принимают во внимание и близость рынков сбыта для своей продукции, доступность сырья для производства, достаточность квалифицированных работников.

В текущих экономических условиях стоит обратить внимание на санкционное давление, которое оказывается со стороны недружественных стран. Воздействие, которое затрагивает широкий круг компаний, сказывается не только на финансовых результатах соответствующих предприятий, но и на доходной части бюджета, и на готовности региона к дополнительной поддержке, обращает внимание Караваева.

"В дальнейшем новые экономические вызовы могут спровоцировать переход некоторых компаний на территории с преференциальными режимами, что непосредственно отразится на доходах бюджетов субъектов РФ. В такой ситуации регионы будут "соревноваться" за возможность привлечения потенциальных инвесторов на свою территорию", - подчеркивает она.