17.10.2022 16:04
    Поделиться

    Объем региональных льгот сократится на 159 млрд рублей в 2025 году. В чем причина изменений и что за ними последует - разбиралась "РГ"

    Минфин раскрыл планы регионов по предоставлению налоговых льгот. К 2025 году объемы налоговых преференций сократятся на 159 млрд рублей, в основном за счет прекращения действия льготных программ по предоставлению пониженных ставок по налогам на прибыль и имущество. "РГ" разобралась в причинах и следствиях.
    Мария Девахина/ РИА Новости

    "Российская газета" подсчитала объемы выпадающих доходов регионов в 2022 и 2025 годах. Почти все регионы снизят свои налоговые расходы на льготы, из-за чего изменится состав самых "щедрых" регионов. Это может повлечь за собой миграцию бизнесов или сворачивание инвест-проектов.

    По итогам первого полугодия 2022 года самыми щедрыми на льготы по налогу на прибыль стали: Москва (почти 4 млрд руб.), Московская область (более 2 млрд руб.), Вологодская область (более 3 млрд руб.), Ленинградская область (более 2 млрд руб.), Санкт-Петербург (почти 19 млрд руб.), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) (8 млрд руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) (более 5 млрд руб.), Иркутская область (более 1 млрд руб.). "Интересно, что при схожем объеме недополученных в результате применения льгот по налогу на прибыль доходов в Вологодской области и в Москве в первом случае сумма сформировалась в результате применения льготы тремя налогоплательщиками, а в Москве их число составило 106", - отмечает старший директор - руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

    При этом по прогнозным данным, которые агрегирует Минфин от всех регионов, по итогам 2022 года запланирован тот же объем налоговых расходов, что и в 2021 году - 555,6 млрд рублей. Причем лидерами по абсолютным объемам должны стать: Москва - 82,9 млрд рублей, Санкт-Петербург - 67,6 млрд рублей, ЯНАО - 51,6 млрд рублей, ХМАО-Югра - 34,3 млрд рублей, Пермский край - 30,1 млрд рублей, Свердловская область - 20,3, Московская область - 19,1 млрд рублей, Ленинградская область - 16 млрд рублей, Тюменская область - 15,6, Забайкальский край - 13,8 млрд рублей. Тогда как меньше всего налоговых расходов на льготы придется на Волгоградскую область - 6 млн рублей, Ингушетию - 6 млн рублей, Владимирскую область - 3 млн рублей.

    В последующие три года регионы будут снижать число льготных программ. Хотя внутри оставшихся расходы региона на льготы могут даже расти итоговая сумма расходов на преференции сократится на 159 млрд до 396 млрд рублей. В результате в ряду регионов-лидеров по объему предоставляемых льгот произойдут изменения. Ими станут: Москва - 71,1 млрд рублей, ЯНАО - 39 млрд рублей, Санкт-Петербург - 38,7 млрд рублей, Свердловская область - 21,3 млрд рублей, Красноярский край - 18 млрд рублей, Забайкальский край - 17,2 млрд рублей, Амурская область - 13,5 млрд рублей, Пермский край - 11,6 млрд рублей, Московская область - 10,8 млрд рублей, Ленинградская область - 10 млрд рублей.

    Главной причиной таких изменений, по мнению экспертов, станет отмена всех льгот по налогу на прибыль. "Льготы сократятся, вероятно, в частности потому, что с 1 января 2024 года истекают "почти" все региональные льготы по налогу на прибыль. И ещё из-за давления федерального минфина на дефицитные субъекты (которых большинство) в рамках соглашений, когда субсидии даются при условии анализа эффективности (а фактически - сокращения) числа и объема льгот", - считает директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Никитин.

    Ранее в этом году законом отмена льгот по налогу на прибыль в субъектах РФ была перенесена на год - с 1 января 2023 года на 1 января 2024 года. По нему, регионы прекратят предоставлять льготы по налогу на прибыль, кроме отдельно оговоренных в статье 25 налогового кодекса случаев. Отмена не коснется, например, льгот, обещанных инвесторам в рамках соглашений специальных инвестиционных контрактов, региональных инвестиционных контрактов, а также, при соблюдении условий - резидентам особых экономических зон и ряда других случаев.

    Общий курс на оптимизацию расходов регионов влечет за собой ряд рисков. Один из которых - сжатие инвестиционной активности, которое может последовать за отменой стимулирующих преференций.

    "Увеличение фискальной нагрузки может привести не к увеличению налоговых поступлений в бюджеты, а наоборот - к их уменьшению, как это показывает кривая Лаффера. В частности, сокращение льгот может привести к уменьшению инвестиций, в результате чего новая налоговая база может не появиться, а текущая - сократиться", - указывает руководитель налоговой практики МЭФ LEGAL Александр Ерасов.

    "Говоря о налоговых льготах, очень важно учитывать большое количество налоговых споров, которые возникают в связи с их применением. В моей практике неоднократно встречались случаи, когда налоговые органы оспаривали предоставление обещанных инвесторам льгот из-за хитросплетений регионального и федерального законодательства. В этой связи хочется еще раз напомнить бизнесу о верховенстве закона над содержанием инвестсоглашений и необходимости очень скрупулезно проверять правовую составлявшую вопроса", - обращает внимание Ерасов.

    По большей части отмена льгот затронет именно бизнес, а не граждан. Другие льготы (это, как правило, льготы по транспортному налогу или льготы по УСН для отдельных категорий предпринимателей, например, для тех, кто занят в сфере социального предпринимательства) носят социальный характер и ориентированы на поддержку населения, а не на привлечение инвесторов, отмечает Анисимова.

    От отмены льгот в первую очередь пострадает средний бизнес, считает Кирилл Никитин. Хотя отсутствие преференций почувствует и малый и даже крупный бизнес. Эффекты этого решения отразятся и в целом на экономике - кроме рисков сжатия инвестактивности, ещё есть риск миграции предприятий в другие, более выгодные, региональные юрисдикции. "Понятно, что там, где бизнес привязан к ресурсам или ко клиентской базе, перетока не будет. Возможности налоговой конкуренции регионов падают со снижением льгот и полномочий по ним. Но отдельные перемещения структур/центров прибыли крупных компаний будут - как раз из-за отмены особенно значимых льгот. Особенно учитывая отмену режима консолидированных групп налогоплательщиков и отсутствие эффективного внутристранового режима контроля за трансферными ценами", - полагает Никитин.

    Поделиться