А началось все с довольно парадоксального случая. В Москве оштрафовали водителя "ГАЗ М21 Волга" за непристегнутый ремень. Нарушение было выявлено камерой, работающей в автоматическом режиме. А надо сказать, что "21-я Волга" выпускалась еще в те годы, когда машины ремнями безопасности не оборудовались.
В Правилах дорожного движения говорится в пункте 2.1.2, что при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водителю надо обязательно быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Но именно оборудованном такими ремнями.
Более того, самостоятельна установка ремней безопасности на машинах, на которых она не предусмотрена, - это внесение изменений в конструкцию транспортного средства. И если такое изменение не узаконить, то регистрация автомобиля может быть прекращена.
Казалось бы, проблем быть не должно. Такой штраф можно легко обжаловать. Тем более что примеры тому есть. Недавно водитель "Ягуара" обжаловал такой штраф, потому что конструктивно его автомобиль оборудован не трехточечным, а двухточечным ремнем, который камера не видит.
Но в нашем случае что-то пошло не так и в ответ на свою жалобу водитель "21-й Волги" получил отказ. В решении говорилось, что, согласно Техническому регламенту Таможенного союза, эта машина должна быть оборудована именно трехточечным ремнем. Хотя регламент появился только в 2011 году. И обратной силы не имеет. То есть не может распространяться на машины, выпущенные задолго до его появления.
Теперь водителю, чтобы отменить этот штраф, придется обращаться в суд. Дело в том, что, согласно Кодексу об административных правонарушениях, после обжалования у вышестоящего лица, следующая инстанция - только суд. Даже если вышестоящее лицо допустило промашку в своем решении.
Чтобы таких недоразумений не происходило впредь, логичным было бы поставить отсечку по году выпуска автомобиля. Например, начиная с того момента, когда все машины уже выпускались с ремнями безопасности. Например, с 1975 года или 1980. С таким предложением выступил, в частности, главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.
Примечательно, что, как пояснил "РГ" источник, знакомый с системой вынесения штрафов в автоматическом режиме, камеры сами не распознают, какого года выпуска автомобиль проезжает под ними. Уже потом, при наличии нарушения правил, подтягивается информация об автомобиле и его собственнике. Проще говоря, вычленить автоматически такой автомобиль не получится. Все равно это делается уже после получения всей информации инспектором.
Но обязать инспектора проверять такую информацию можно. Хотя ошибки все равно будут неизбежны, поскольку поступает огромный поток постановлений, которые надо изучить и подписать.
Кстати, требования по оснащению транспорта местами крепления ремней безопасности были закреплены в ГОСТ 21015-88, вступивший в силу 1 января 1990 года. А также в действовавшей ранее редакции этого же стандарта 1975 года.
Кроме того, обязательные требования по наличию таких мест определены и более поздними нормативными актами, регламентирующие требования к оценке соответствия транспортных средств. Включая тот самый Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
Так что очевидно: если и делать какие-либо отсечки, то начиная для автомобилей, которые были выпущены после 1975 года.
Но тут есть еще одна тонкость. Не для каждого из автомобилей установлена дата его производства.
Может быть, по этой причине 2015 год больше подходит, поскольку для таких машин дата выпуска точно известна.
Но, с другой стороны, если учесть, что в стране средний возраст автомобилей старше 14 лет, то довольно большое количество их владельцев будут, по сути, освобождены от ответственности за непристегнутый ремень безопасности.
Надо сказать, что и случаи с "21-ми Волгами" у нас единичные. Хотя есть еще на дорогах "Москвичи" и "Жигули".