Отчасти идея проекта перекликается с той выставкой портрета XVIII века, которую устроил в Таврическом дворце Сергей Павлович Дягилев в начале века ХХ-го. Тогда Дягилев объездил десятки усадеб, отобрал почти 6000 работ, но на выставке было показано вполовину меньше.
Нынешняя выставка хоть и скромнее масштабом (около ста картин), и работы - из музейных загашников, а не из семейных галерей, но в сущности, все о том же - о пути от парсуны до психологического портрета, о становлении мастерства, о формулах парадного и домашнего портрета, которые оттачивали отечественные художники в течение двух веков. И пусть рядом с известными именами тут появляются безымянные герои кисти и масла, карандаша и акварели, своим моделям они дарили обещание, что образ их "переживет века", и, заметьте, пока не обманули.
Название выставки "Зерцало" (куратор Светлана Зенина, концепция - Павел Пригара) напоминает о популярном инструктаже для юных дворянских оболтусов "Юности честное зерцало", написанном еще в петровские времена. Нетрудно догадаться, что на выставке портрет рассматривается тоже как род того самого инструктирующего "зерцала".
В этом "зерцале" верность натуре соединяется с ожиданиями, которые возлагают на изображаемого персонажа родственники, соратники и друзья. Если у людей не было мобильников и селфи, это не означает, что они не хотели выглядеть привлекательно, романтично или героически в глазах своих "френдов". Пусть "френды" и звались тогда "мон ами".
Отсюда идея - попробовать портрет использовать как "лупу" времени, через которую можно разглядеть нравы и традиции русской провинции за два века. Конечно, нравы у купцов одни, у дворян - другие. Про крестьян мы не вспомним - их, к сожалению, для вечности весьма редко запечатлевали. Разве что крепостной художник в поисках натуры напишет. Архитектура выставки эти страты общества аккуратно разводит: купеческие портреты на первом этаже, на втором - знати и духовного сословия. И пусть кому-то галерея лиц незнакомых чиновников и гусаров, купцов и их солидных супруг и застенчивых дочек, предводителей дворянства и важных архиреев, пузатых и не очень, может показаться однообразной. Они рассказывают с полотен (и из наушников аудиогида) о своей истории и нравах эпохи. И прогулка в залах "Манежа" с "Зерцалом" неожиданно оборачивается спектаклем-променадом, который дарит неожиданные встречи, удивительные сюжеты, наблюдение за изменением социальных ролей и исторического пейзажа.
Выставка открыта ежедневно до 4 декабря.