"Жесткий соперник и системный конкурент": Зачем Евросоюз собрался разворачивать свой курс против Китая

Состоявшаяся дискуссия глав МИД ЕС может стать отправной точкой серьезных изменений в отношениях сообщества с Китаем. О деталях дискуссии известно немного, но, по сообщениям СМИ, к заседанию внешнеполитическая служба ЕС подготовила записку с рекомендацией министрам пересмотреть основные подходы к политике на китайском направлении.
Вместо сотрудничества с КНР в своих интересах ЕС выбирает соперничество в интересах США.
Вместо сотрудничества с КНР в своих интересах ЕС выбирает соперничество в интересах США. / FREDERICK FLORIN / AFP

В ведомстве Жозепа Борреля считают, что Китай следует воспринимать в первую очередь как конкурента и соперника, снижать зависимость европейской экономики от китайской, а также активнее противодействовать политике Пекина, в том числе и в тайваньском вопросе.

Евросоюз под воздействием США покорно втягивается в противостояние с Китаем, хотя для европейских экономик это чревато тяжелейшим ударом

Министры, судя по всему, прислушались к рекомендациям, которые почти дословно цитируют установки Вашингтона. В пресс-релизе Китай определяется не только как партнер ЕС, но также как "жесткий соперник и системный конкурент".

На наметившийся сдвиг отреагировал МИД КНР. "Китай и Европа являются партнерами, а не соперниками, с тесной экономической связью и сильной взаимодополняемостью, а их двустороннее сотрудничество намного значительнее, чем конкуренция", - заявил в понедельник представитель ведомства Ван Вэньбинь. В Пекине дают понять, что не стоит обострять отношения, тем более сейчас - в преддверии намеченных на ноябрь визитов в Пекин канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эмманюэля Макрона.

Неделю назад, выступая перед представителями немецкой машиностроительной отрасли, Шольц и сам высказался за сохранение экономических связей с Китаем. "Мы не должны разрывать связи с какими-то отдельными странами, мы должны продолжать вести с ними бизнес, и я скажу прямо - продолжать вести бизнес также и с Китаем", - говорил в своем выступлении канцлер. Но эти слова выглядят, скорее, попыткой на риторическом уровне остановить изменения, которые становятся все более очевидными.

По выражению аналитического ресурса axios.com, позиция Германии является "ключевым индикатором" отношений Евросоюза и Китая. Ориентированная на экспорт и самая мощная в ЕС немецкая экономика зависит от китайского рынка в не меньшей степени, чем от российских углеводородов.

Но в последнее время этот индикатор явно указывает на не самые лучшие перспективы. Бундесвер активизирует свое военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе в масштабах, которых не было за всю ее послевоенную историю. Министерство экономики Германии заявляет о намерении сократить госгарантии для немецких инвестиций на китайском рынке. Немецкие компании предостерегают от разрыва с Китаем, некоторые из них даже наращивают инвестиции, хотя отдельные пересматривают подходы.

Свой пик отношения ЕС и Китая прошли, вероятно, в конце 2020 года, когда при самом активном содействии Берлина между Брюсселем и Пекином были успешно завершены переговоры о двустороннем инвестиционном соглашении. Но ни подписания, ни ратификации документа не последовало.

Вместо этого ЕС, спустя всего несколько месяцев, в марте 2021 года, следуя за США, Канадой и Великобританией, ввел против Китая санкции.

Европейцы таким образом фактически выбрали сторону в назревающем американо-китайском противостоянии. Чего администрация Джо Байдена и добивалась.

При этом самим европейцам это грозит тяжелыми экономическими последствиями. Глава евродипломатии Жозеп Боррель признавал, что китайский рынок, как и российские энергоносители, были ключевыми факторами благосостояния ЕС и Германии. Но все это именно в прошлом. "Того мира больше нет", - считает глава европейской внешнеполитической службы, вероятно, имея в виду мир, в котором европейские политики помнили об интересах своих народов.