Российские компании учатся ответственному ведению бизнеса по принципам ESG

Принятые в 2015 году Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН - это ответ мирового сообщества на вызовы, стоящие перед человечеством в XXI веке, включая бедность, болезни и деградацию окружающей среды. Сегодня почти все страны обязались принять собственные программы по достижению ЦУР к 2030 году. Одним из участников этого процесса оказался и бизнес.
iStock

Глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСC) были сильным катализатором социально-экономического развития на протяжении последних 30 лет, способствующим повышению уровня жизни. Однако возросшее неблагоприятное социальное и экологическое воздействие (загрязнение окружающей среды, плохие условия труда и т.д.) вызвало споры о преимуществах международной торговли и глобализации. COVID-19 и геополитический кризис поставили в центр внимания неспособность ГЦСС обеспечивать надежные поставки основных продуктов и поддерживать взаимовыгодные условия ведения бизнеса.

В результате встал вопрос о внедрении принципов ответственного делового поведения или ответственного ведения бизнеса (ОВБ). Они предполагают, что компании должны избегать и устранять негативные последствия своей деятельности, способствуя устойчивому развитию в странах, где работают. Продвижение принципов и стандартов ОВБ посредством торговой и инвестиционной политики может стимулировать создание прозрачных, устойчивых и ответственных цепочек. Многие страны наметили планы по развитию стандартов ответственного ведения бизнеса, предполагающих соблюдение требований охраны окружающей среды, справедливой конкуренции, борьбы с коррупцией и др. Соответствие принципам ОВБ в ряде случаев может являться необходимым условием для получения доступа к услугам госорганов или финансированию.

Большую роль во внедрении ответственного ведения бизнеса играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Руководящие принципы ОЭСР рекомендуют компаниям внедрять процедуры для выявления, предотвращения или смягчения негативных воздействий, своевременного устранения нарушений, в частности, в цепочках поставок. Российский бизнес и организации, например Российский экспортный центр (РЭЦ), взаимодействовал с ОЭСР по теме ОВБ.

Требования ответственного ведения бизнеса перекликаются с принципами ESG (environment, social, governance - экологическое, социальное развитие и корпоративное управление). На пути к достижению ЦУР ООН частному сектору необходима общая система измерения. Государственные и частные заинтересованные стороны в течение многих лет стремились добиться унификации конкурирующих стандартов, структур и инициатив ESG-отчетности. В 2020 году после консультаций с более чем 200 компаниями, инвесторами и заинтересованными сторонами был опубликован уточненный набор из 21 основного и 34 расширенных показателей согласованной отчетности.

Важным фактором внедрения принципов ответственного ведения бизнеса являются и прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Инвестиционные потоки могут помочь в достижении целей устойчивого развития за счет привлечения капитала, экспортных возможностей, расширения потребительского выбора, занятости, передовых технологий, управленческих ноу-хау и общего экономического роста. Более двух третей членов Всемирной торговой организации обсуждают многосторонние рамки содействия инвестициям в целях устойчивого развития. В последние годы стоимость инвестиционных продуктов, ориентированных на устойчивое развитие, таких как фонды устойчивого развития, зеленые облигации, социальные облигации и смешанные облигации устойчивого развития, выросла на 80 процентов, достигнув 3,2 триллиона долларов.

В ряде стран создаются базы данных отечественных поставщиков, отвечающих критериям устойчивого развития, что позволяет международным компаниям заключать контракты с местными фирмами, ведущими устойчивую деятельность, и помогает привлекать капитал, предназначенный для ESG-инвестиций. Внедрение стандартов устойчивого инвестирования с помощью налогового законодательства может включать создание новой категории инвесторов, обязавшихся следовать принципам ответственного ведения бизнеса, которые могут получать ряд преимуществ, например, при обслуживании в госорганах или организации экспортно-импортных операций.

Многие страны запланировали развитие стандартов ответственного ведения бизнеса

Следуя принципам ОВБ, компании могут играть важную роль в содействии экономическому, экологическому и социальному прогрессу. Показательным положительным примером применения этих принципов в России является опыт Светогорского комбината, который одним из первых ощутил на себе трудности с поставками импортных химикатов. Предприняв значительные усилия, компания в рекордно короткий срок смогла запустить в производство аналогичную продукцию из полубеленой целлюлозы, в которой не использовались химикаты для отбелки. Тем самым была решена и важнейшая социальная задача своевременного проведения экзаменов у школьников - ЕГЭ и ОГЭ и, соответственно, прием в вузы и техникумы. При использовании меньшего количества химикатов снизилось воздействие на окружающую среду, уменьшился углеродный след продукции при одновременном сохранении рабочих мест. За счет грамотного управления, соответствующего принципам ESG, были решены как экологические, так и социальные задачи.

Однако существуют и другие примеры. Например, строительство коттеджных поселков. На строительный сектор приходится 40 процентов глобальных выбросов парниковых газов. Экологическая ситуация резко ухудшается из-за работы строительной техники, жидких стоков, строительных и сопутствующих бытовых отходов, при том, что данная деятельность не всегда соответствует наилучшим доступным технологиям.

Использование древесины позволит уменьшить углеродный след от строительства

Строительство стандартного кирпичного дома оставляет углеродный след около одной тонны CO2 (углеродного эквивалента) на квадратный метр, то есть для коттеджа площадью 300 квадратных метров это около 300 тонн углеродного эквивалента. А ведь чтобы поглотить одну тонну углерода, нужно в среднем 1-2,5 гектара леса, за которым нужно следить и ухаживать.

При этом, например, использование древесины, которой так богата наша страна, позволит уменьшить углеродный след от строительства более чем в два раза. В условиях, когда во всем мире происходит переход к щадящим практикам природо- и землепользования, использования воспроизводимых ресурсов, переход к деревянному домостроению рассматривается как важнейший путь секвестирования углерода. Российский лесной комплекс может перенаправить на внутренний рынок потоки пиломатериалов, клееного бруса и готовых домов.

Экология - забота общая, и надо слышать людей, которые хотят благополучия для будущих поколений. И необходимо, чтобы бизнес также всегда думал об общественном благе.