Дмитрий Владимирович - историк, но кроме истории преподает еще мировую художественную культуру и обществознание. Играет на гитаре и фортепиано. А еще в волейбол. Свою миссию учителя определяет так: "Нести свет знаний, рассеивать тьму невежества, личным примером прививать человечность, тягу к наукам и искусствам". С учителем года России поговорил корреспондент "РГ".
Дмитрий Владимирович, на финальном испытании конкурса вы предложили министерству просвещения проект защищенной соцсети для школьников. Но родители и так страдают от того, что дети все время в телефонах. Зачем еще одна соцсеть?
Дмитрий Лутовинов: Вы забыли один важный момент: соцсеть, которую создадут сами учителя. Там можно будет общаться, обмениваться медиаконтентом. И обязательно с модерацией, проверкой. Такое информационное поле со знаком плюс, которое бы объединило детей со всей страны.
Для детей сейчас соцсети - и способ самовыражения, и способ общения, и способ получения информации. Это реальность, от которой никуда не деться. Главная проблема - какую информацию они будут получать. В обычных соцсетях часто плохо работает так называемая контентная фильтрация: по данным Лаборатории Касперского, более 50 процентов детей сталкивались там с нежелательными постами и видеороликами.
А вы сами зависаете в Сети?
Дмитрий Лутовинов: У меня есть аккаунт во "ВКонтакте", недавно обновил аватарку. После конкурса там активизировались друзья, одноклассники, коллеги. Пишут, поздравляют. Это приятно. Но, конечно, люблю общаться лично в живом формате. С теми, кто мне важен, мы постоянно перезваниваемся, встречаемся.
Что бы вы хотели поменять в нынешней системе образования уже как советник министра просвещения?
Дмитрий Лутовинов: Школа не стоит на месте. Не надо бояться изменений в образовательных стандартах и программах. Это веяние времени. Что касается единых программ и учебников, думаю, это во многом поможет снять нагрузку с учителей. А творчество в нашей работе никуда не исчезнет.
Хотелось бы, чтобы руководство больше доверяло обычному учителю.
А кто для вас был личным примером в профессии?
Дмитрий Лутовинов: Для меня - бабушка , которая всю жизнь проработала в школе. Была учителем, потом директором. Именно ей я посвятил свою победу в конкурсе "Учитель года России". Она научила меня трудолюбию и любви к тому, что ты делаешь. Вот это чувство, что любую работу нужно делать с желанием, а не спустя рукава, я бы хотел передать своим ученикам.
В нашей семье всегда звучали стихи, музыка. Мне рассказывали об окружающем мире, созвездиях, о прошлом, об истории открытий... Так что выбор профессии был определен. А после университета я вернулся в родную школу и вот уже почти десять лет стараюсь показывать своим ученикам, как удивителен мир знаний, науки и искусства.
Преподаватели-мужчины в классах по-прежнему в дефиците. А почему вам нравится работать в школе?
Дмитрий Лутовинов: Работа в школе динамична. Ее темп и характер не дают заскучать. Где еще можно примерить на себя роли режиссера, оператора, сценариста, актера, а иногда даже дирижера и композитора. Мне нравится ощущение причастности к такому социально-значимому общему делу. Я влюблен в те предметы, которые преподаю. Поэтому когда ученики зажигаются от меня, я чувствую важность своего дела.
Чему невозможно научить, а чему нужно пытаться научить изо всех сил?
Дмитрий Лутовинов: Невозможно научить быть искренним. Мне кажется, это приходит с общими воспитанием, идет из семьи. Искренность важна в любом деле, в том числе в труде учителя. Чему нужно пытаться научить изо всех сил? В любой ситуации оставаться человеком. Это вечная истина, которая должна красной нитью проходить через всю работу учителя.
Бывает, что вы оставляете учеников после уроков?
Дмитрий Лутовинов: Бывает, что я оставляю, а бывает, что и меня. В основном это дополнительные занятия, когда, например, кто-то что-то не понял, какую-то тему можно шире раскрыть. Но чаще всего это внеклассные занятия: творческие дела - нарисовать газету, снять видеоролик, какое-нибудь поздравление, например на День матери. Я же не только историк, а еще и классный руководитель. Само собой, готовимся к ЕГЭ, олимпиадам.
Дайте совет: как готовиться к ЕГЭ по истории?
Дмитрий Лутовинов: История - достаточно объемная область знаний. Считаю, что необходимо начинать подготовку к ЕГЭ уже в начале 10-го класса. Главное - понять, что никто не подготовит вас к экзамену лучше вас самих. Учитель, репетитор могут направить, но без самостоятельной работы, без работы с учебником, с различными документами, источниками, без желания, в конце концов, невозможно сдать историю на достойный балл. Ребенок должен понимать: все именно в его руках.
Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства РФ:
- Невозможно заменить учителя роботом. Каждый раз, когда учитель берет за руку первоклассника и ведет в новый мир, он знакомит его с жизнью, страной, учит помогать старшим и близким. Радостно, что сегодня больше молодежи идет в педвузы. В этом году конкурс составил в среднем 12 человек на место. Профессия учителя становится уважаемой.