Арктические регионы получат "Единую субсидию" на строительство соцобъектов

Правительство РФ расширило программу "Единая субсидия" на арктические регионы. Она позволяет финансировать социальное развитие центров экономического роста. Этот механизм уже работает на Дальнем Востоке, где с его помощью за четыре года построили и реконструировали более 1,7 тысячи соцобъектов: детских садов, школ, больниц, спорткомплексов и учреждений культуры. На "Единую субсидию" смогут рассчитывать и пять регионов Северо-Запада, которые полностью или частично входят в АЗ РФ: Поморье с Ненецким автономным округом, Мурманская область, республики Карелия и Коми.
Арктические предприятия вносят ощутимый вклад в развитие социальной инфраструктуры.
Арктические предприятия вносят ощутимый вклад в развитие социальной инфраструктуры. / Павел Львов/ РИА Новости

Как пояснили в кабмине, межбюджетные трансферты дадут возможность проектировать и строить объекты как по национальным проектам, так и за их рамками. Программа также предусматривает капитальный ремонт и технологическое обновление социальной и инженерной инфраструктуры.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что арктическая субсидия позволит построить больше нужных объектов, а также ускорить процесс их создания благодаря применению другого механизма - арктической концессии. "Эта программа позволяет привлекать инвестиции в создание социальной инфраструктуры сегодня, а затем расплачиваться за уже готовые объекты из бюджета постепенно, в течение семи-пятнадцати лет. Инвестиции в первые 15 социально значимых проектов, которые могут быть реализованы в Арктике в ближайшее время, превышают 75 миллиардов рублей", - сообщил глава Минвостокразвития.

Для получения субсидии регионы должны разработать масштабные планы по строительству и модернизации социальной инфраструктуры. В них могут войти самые разные проекты - от новых медицинских, образовательных и культурных учреждений до благоустройства городской среды и обновления общественного транспорта.

Некоторые эксперты уже назвали приход "Единой субсидии" в Арктику новым этапом освоения Севера. Как бы то ни было, бюджетную поддержку развития соцсферы можно только приветствовать. В высоких широтах потребность в инфраструктуре "для людей" особенно велика. Северяне живут в сложных климатических условиях, многие уезжают в более благоприятные регионы, и главный способ остановить отток населения - повысить качество жизни. На это и рассчитана "Единая субсидия".

Как сообщается, ее будут выделять на развитие центров экономического роста. Но что считать таковыми - крупные города или поселки возле нефтяных скважин? При этом в Арктике много депрессивных территорий, которые процветали в советское время, а затем пришли в упадок, как поселок Амдерма в НАО. Немало на Севере и исторических поселений, которые не претендуют на бурный рост, но привлекательны для туристов. Споры о том, какие территории АЗ РФ надо развивать в первую очередь, не утихают.

- Даже небольшие арктические города и поселки важны, поскольку они зачастую безальтернативно оказывают различные услуги для окружающей территории, - считает доцент географического факультета МГУ, кандидат географических наук Надежда Замятина. - В малонаселенной местности надо сохранять такие организационные центры. И в целом Арктике требуются особые подходы к организации пространств с точки зрения экономики и социальной сферы.

Один из главных драйверов экономического роста в АЗ РФ - добыча полезных ископаемых. Но создавать возле месторождений города или постоянные поселения нецелесообразно, поскольку они имеют свойство вырабатываться, полагает директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН Иван Болотов.

В Арктике бюджетная поддержка развития инфраструктуры особенно важна

- В местах промышленного освоения Арктики можно только временно обеспечить занятость. На мой взгляд, основой социально-экономического развития АЗ РФ должна быть система постоянных населенных пунктов, сформировавшаяся еще в советское время. В постперестроечный период они утратили дотации, инфраструктура там сильно устарела. И сейчас необходимо, чтобы государство туда вложилось, восстановило социальные объекты и обеспечило людей работой. Для этого можно построить рыбоперерабатывающие заводы, высокотехнологичные химические и другие производства, - поясняет Иван Болотов.

По его мнению, развивать необходимо ту же Амдерму. Во-первых, это один из пунктов на трассе Севморпути, которому сейчас необходима новая инфраструктура. Во-вторых, поселок находится в зоне флюоритового месторождения. Этот минерал - важный ресурс для оптической и химической промышленности.

Перспективы есть даже у Воркуты, которую часто списывают со счетов вместе с углем, который там добывают.

- Уголь можно использовать не просто как ископаемое топливо, чтобы его сжигать. Это также ценное сырье для химической промышленности, где его можно применять по многим направлениям. Да, сегодня Воркута - депрессивный город, но это та точка роста, которую есть смысл развивать. Там живут люди, которые любят свой край, там есть инфраструктура. Надо только ее обновить и создать какие-то новые химические производства, - предлагает ученый.

Точками роста могут стать опорные университеты и центры РАН северных регионов

Кроме того, точками роста Арктики могут стать университетские и академические центры. У Российской академии наук исторически сложилась сеть опорных пунктов в северных регионах - в Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре и других городах. Это не просто исследовательская инфраструктура, они играют большую социально-экономическую роль: обеспечивают занятость, работают с молодежью, помогают местным производителям.

К примеру, в Нарьян-Маре уже 90 лет успешно функционирует опытная сельскохозяйственная станция, которая занимается проблемами оленеводства. Но ее инфраструктура сильно устарела - надо построить новое здание, обновить оборудование. Будущее Российской Арктики связано и с развитием таких центров, полагают эксперты.

Кстати

На создание инфраструктуры в АЗ РФ также можно получить льготные кредиты по программе Минвостокразвития. Недавно их выделили еще семи северным стройкам с общей суммой инвестиций свыше 25 миллиардов рублей. Эта программа позволяет строить медицинские, культурные и туристические объекты, создавать новую транспортную, энергетическую и логистическую инфраструктуру. Прием заявок на участие в ней продолжается.