В целом сокращение числа "живых" точек операторами вряд ли можно назвать неожиданностью - эта тенденция затронула многие отрасли экономики, и банки здесь не единственный пример. Розничная торговля активно меняет стратегию, предлагая клиентам доставку до двери прямо с прилавков виртуальных магазинов. Салоны же связи были призваны объединить формат именно магазинов с местами заключения договоров с операторами, офисами, которые были расположены в шаговой доступности от потребителя услуг. Однако с появлением дистанционного обслуживания необходимость "быть везде и рядом" пропала.
- Когда провести какую-либо процедуру дистанционно не получается, заказывается доставка до абонента. У нас эти процессы давно отлажены и работают как часы, - уверяет Алексей Уфаркин, директор по развитию "Кантриком".
Что же, собственно, теряет покупатель в связи с закрытием салонов?
Известно, что покупка техники вживую давно стала невыгодна, салоны связи чаще всего использовали для консультаций перед покупкой онлайн. При этом, когда салон связи не продает технику, автоматически падают и продажи по услугам, и, таким образом, данная точка продажи становится убыточной, объясняет Рустам Ахмедзянов, директор филиала компании "Телефонные системы". По этой причине салоны мобильной связи и закрываются.
Что касается консультаций, то они постепенно тоже уходят онлайн - посредством текстовой поддержки клиентские службы сегодня в среднем закрывают 25 процентов обращений. Наиболее уязвимой группой покупателей остаются люди пожилого возраста, которые не вполне уверенно владеют компьютером и средствами связи, дополняет Андрей Кузнецов, руководитель Call consulting.
Салонам остается только продажа сим-карт, которые постепенно переходят в формат e-сим (та же "симка", но физически распаянная на материнской плате смартфона).
При этом продажа физических сим-карт в России падает с 2015 года и уже с того момента сократилась на 40 процентов. К настоящему моменту правительство РФ легализовало удаленную регистрацию номеров с помощью сервисов идентификации портала госуслуг, поэтому число новых виртуальных карт будет только расти, полагает Кирилл Малышев, директор практики "Стратегия продаж и маркетинга" "Рексофт Консалтинг".
Что же касается освободившихся помещений, то они только помогут рынку: уход больших игроков приведет к снижению арендных ставок, а на фоне кадрового дефицита поможет передислоцировать ценных специалистов в другие салоны, повысив качество обслуживания в них, уверен Алексей Платонов, основатель группы компаний IDL.