Текст постановления Пленума ВС - это ведь пока только проект, я лично видел его в нескольких редакциях. Пока Пленум его не примет официально - это будет лишь рабочий вариант внутри Верховного суда. Также формулировки обсуждаются и экспертами извне, вносятся различные предложения. Потому еще рано говорить о том, что изменится в нашей правоприменительной практике по ОСАГО, но очень хорошо, что Пленум старается обобщить мнения и учесть все обстоятельства, которые сейчас постоянно меняются.
Главный вопрос - импортозамещение. Станции технического обслуживания и ремонта испытывают сегодня невероятные затруднения из-за дефицита оригинальных деталей, а страховщик и рад бы сделать ремонт хорошо и быстро, но объективно не может. Ситуация изменяется быстрее, чем ее прогнозировали правила. Полагаю, это серьезная проблема и вряд ли она решится Пленумом, нужны изменения в закон. Может, следует перейти на денежную выплату, чем ждать "пока отремонтируют", может, разрешить заменять оригинальные запчасти на бывшие в употреблении, раз уж сложилась такая ситуация, когда рынок услуг ремонта импортных автомобилей, мягко говоря, потряхивает. А Пленум Верховного суда - это анализ казусов и правоприменения в условиях нормального рынка, а не турбулентного. Чтобы турбулентность не стала штопором, нужны очень продуманные решения.
Что же касается нововведений по ОСАГО, то их несколько. Во-первых, раньше автовладельцы должны были оформлять полис ОСАГО до того, как поставят автомобиль на учет в ГИБДД. Если после регистрации госномер менялся, владелец в течение 3 дней должен был сообщить его страховой. Теперь страховые компании смогут без участия автовладельца узнавать об изменении номера из автоматизированной системы. Если страховая компания получит информацию о новом номере самостоятельно, она должна сообщить об этом автовладельцу - а тот уже сам просит внести изменения в полис ОСАГО. Кроме того, страховая компания по письменному согласию страхователя сможет получать информацию о ДТП из данных ГИБДД. В этом случае справка о ДТП не нужна. Второе, раньше, если автомобиль продавался, а полис ОСАГО еще действовал, то договор страхования при желании можно было расторгнуть. В этом случае страховая возвращала часть денег за оставшийся срок действия страховки. При этом можно было продать автомобиль и ничего не сообщать страховой: уведомлять страховщика о смене собственника было правом, а не обязанностью. Теперь владелец полиса ОСАГО обязан письменно уведомить страховую компанию, если у авто сменится собственник. Нововведения коснулись и главных неприятностей - ДТП. Раньше участники ДТП были обязаны записывать фамилии и адреса очевидцев, а также указывать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии. С 1 октября фиксировать данные очевидцев в извещении не нужно. По сути, это правило только закрепило практику: данные свидетелей почти никто и так не записывал. А свидетели и вовсе не обязаны были оставлять свои персональные данные участникам ДТП. Кроме того, раньше для досрочного расторжения договора ОСАГО достаточно было заключения эксперта. Выходило, что владелец мог расторгнуть договор ОСАГО, вернуть остаток и после этого продать машину, а покупатель - починить ее и кататься дальше или продать. Отныне расторгнуть договор ОСАГО при полной гибели автомобиля можно, только если владелец подтвердит, что автомобиль снят с государственного учета в связи с утилизацией. Для этого нужны свидетельство или акт об утилизации.
Нововведения коснулись и экспертизы: раньше потерпевший в ДТП имел право ознакомиться с результатами независимой технической экспертизы или оценки автомобиля, но для этого должен был подать письменное заявление в страховую компанию. Теперь же потерпевшему не нужно писать заявление, страховщик обязан ознакомить его с результатами экспертизы в любом случае. Страховая должна сделать это в течение 5 рабочих дней после того, как получит результаты экспертизы или проведет осмотр авто. Ну и главное, наверное, что появилось в новых правилах ОСАГО - это справедливость. Расширен тарифный коридор базовой ставки по ОСАГО, и страховая компания может применять или понижающий, или повышающий коэффициент. Хороший и аккуратный водитель должен платить меньше, автохулиган - больше. Это же логично и справедливо. Поэтому вряд ли кто будет обижаться на такую конструкцию.