18.10.2022 14:35
Поделиться

В киносообществе поддержали спасение московских кинотеатров

300 миллионов рублей, распределенные Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы среди 71 столичной площадки, помогут показчикам пережить трудные времена.

В киноиндустрии поддержали решение московского правительства выделить финансовую помощь столичным кинотеатрам. В профессиональной среде считают, что это поможет сохранить киносеть до того момента, когда отечественная кинопромышленность нарастит необходимые объемы производства и российские блокбастеры успешно заменят голливудские релизы.

В список адресатов поддержки попали как отдельные площадки, в том числе небольшие, районные, так и кинотеатральные сети. Главное условие: кинотеатр должен продолжить работу в ближайшие месяцы. Решение московских властей связано с бедственным положением, в котором индустрия кинопоказа оказалась после ухода с российского рынка западных мейджоров. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), средняя недельная выручка кинотеатров снизилась более чем на 60% по сравнению с прошлым годом. При этом число работающих кинозалов уже сократилось на треть.

Отраслевики не раз обращались к властям с просьбой поддержать индустрию, оказавшуюся на грани коллапса. Развернулась дискуссия: стоит ли вообще спасать киносети или лучше сосредоточиться на поддержке кинопроизводства - чтобы через пару лет кинотеатры смогли заменить голливудские новинки качественными отечественными релизами. В Москве приняли во внимание запрос кинотеатров и выделили им необходимые деньги.

Генеральный директор "Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова" Леонид Верещагин отметил, что столичная программа поддержки кинопоказа точно отражает специфику момента и соответствует экономике отрасли: "У кинотеатров осталась часть средств, полученных от новогодних релизов (зимние каникулы - период максимальной заполняемости залов). Тогда в репертуаре были как кассовые российские проекты, так и зарубежные фильмы, и сборы были очень хорошие. В этом году мы ожидаем бокс-офис 18 миллиардов рублей, из которых 9 миллиардов достанутся кинотеатрам. Но этого также недостаточно, поэтому так важен третий источник средств - региональные программы поддержки. Годом позднее заработает наш кинопром: все те проекты, которые готовит наша индустрия. Это стало возможным благодаря дополнительной государственной поддержке, выделенной нашей киноотрасли правительством Российской Федерации в конце 2021 года".

Кинорежиссер Владимир Хотиненко отметил, что пустующие залы - не повод закрывать кинотеатры: "Это иллюзия, что кинозалы всегда полные. Помню, в Лондоне на сеансе "Властелина колец" сидели 20 человек, на фильме-призере Каннского фестиваля - пять человек. Неполная заполняемость залов - нормальное явление, тем более в ситуации острой конкуренции кинотеатров со стриминговыми платформами. Однако этот огонь не должен угаснуть! Иногда очень важно, чтобы котел не остыл".

По словам Владимира Хотиненко, кинопроцесс нужно поддерживать системно - и производство, и показ: "Предположим, кино снято, но показать его можно только на платформах. Это возможно, но это неправильно. Потому что когда вы хотите посмотреть подлинники произведений искусства, вы идете в музей. Если же вы хотите полистать альбом с репродукциями - к вашим услугам цифровые платформы. Настоящее кино должно показываться в кинотеатре. Поэтому очень верно, что было решено поддержать процесс в целом, а не просто дать денег продюсерам, а уж где потом покажут, там и покажут".

О социальной стороне кинотеатрального бизнеса напомнил специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству и бывший министр культуры Михаил Швыдкой: "Правительство Москвы делает очень важный шаг. Потому что кинотеатры - не только место показа фильмов, но и важное социальное пространство для горожан. Это не только шаг навстречу индустрии кинопроката, но и шаг в сторону граждан, которые любят ходить в кино и привыкли, что кинотеатры важная точка социальной активности".

По словам Михаила Швыдкого, производство фильмов и их прокат неразрывно связаны. "Даже если нам удастся серьезно увеличить количество картин, которые производятся, необходимо сохранить сети. Это ключевой вопрос. В сопряжении поддержки сетей и наращивании производства национальных фильмов залог успешной работы киноиндустрии в новых условиях", - заключил эксперт.