Еще большую актуальность цена нефти приобретает в преддверии декабрьского эмбарго Евросоюза на ее импорт из России, а также введения ценового потолка, поддержанного странами "Большой семерки" и ЕС. С одной стороны, эти меры должны сыграть на повышение котировок барреля, а с другой - будут способствовать увеличению дисконта Urals к Brent.
В этом году бюджет России получил уже почти 4,4 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов. Но в следующем году бюджет будет рассчитываться из цены Urals - около 70 долларов за баррель (в 2022-м - 44,2 доллара). Для того чтобы получать запланированные доходы с учетом скидки Urals, цена на Brent должна находиться не ниже 88 долларов за баррель. И это без учета возможного роста дисконта после введения потолка цен на нашу нефть.
С конца августа котировки Brent снизились более чем на 10%, до 90-91 доллара за баррель. Это произошло даже несмотря на решение стран ОПЕК+ сократить добычу на 2 млн баррелей в сутки. Причины снижения цен - постепенный вход мировой экономики в рецессию, локдауны в Китае и эти самые постоянные выбрасывания на рынок дополнительных объемов нефти из запасов США. Недооценивать их не стоит - в среднем с апреля США выбрасывали на рынок чуть менее 1 млн баррелей в сутки (всего 180 млн баррелей). Пусть даже они предназначались только для американского рынка, но это около 1% ежедневного мирового потребления нефти.
С другой стороны, решение ОПЕК+ и не должно было сразу повлиять на рынок. Оно было сделано с учетом снижения спроса в зимние месяцы. К тому же оно в значительной степени было "бумажным". Страны ОПЕК+ отстают от заявленных квот добычи на 3,4 млн баррелей в сутки. В реальности большинству стран добычу нефти сокращать не придется. Исключение касается только Саудовской Аравии и ОАЭ. И в декабре-январе меры ОПЕК+ должны сыграть на рост котировок. А к этому моменту, по-видимому, США прекратят высвобождать нефть из резервов.
Интервенции нефти из стратегических запасов США - это политический ход в преддверии промежуточных выборов в Конгресс (8 ноября), считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Президенту Джо Байдену надо как-то реабилитироваться в глазах избирателей после тяжелого политического поражения, нанесенного ему альянсом ОПЕК+, который не послушал его уговоров и угроз, и принял решение о сокращении добычи. В перспективе новые интервенции возможны только в случае каких-либо чрезвычайных геополитических событий, приводящих к дестабилизации поставок.
Но запасы требуют пополнения. На 7 октября стратегический резерв США составлял 408 млн баррелей. Для сравнения, на историческом пике, в 2010 году, они достигали 727 млн баррелей. Байден уже обещал начать вновь наполнять хранилища после того, как цена на нефть снизится до 67-72 доллара за баррель американского сорта WTI (сейчас - 83 доллара за баррель), отмечает эксперт.
Продолжать такие интервенции текущая администрация Белого дома не сможет, считает партнер практики налогов и права группы "Деловой профиль" Александр Силаков. Цель этих интервенций - задобрить американский электорат. Это локальная история, в долгосрочном и глобальном масштабе 15 млн баррелей нефти это "капля в море", а на горизонте 20 дней в США это может дать 5-6% к американской внутренней добыче в день.
В результате, ожидать дальнейшего снижения цен на нефть пока не приходится. По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, в ближайшие месяцы помимо геополитики, важным фактором роста может стать смягчение ковидных ограничений в Китае, и в этом случае возможен даже рост до 100 долларов за баррель. А текущий уровень в 90 долларов за баррель достаточно устойчивый в долгосрочной перспективе.
Есть и более пессимистические прогнозы. Европа погружается в рецессию, в США потребление нефти также может упасть, поскольку правительство страны, пытаясь обуздать крайне высокую инфляцию, ужесточает свою монетарную политику, а надежды на быстрое восстановление экономики Китая пока не оправдываются, считает Андрианов. Поэтому ОПЕК+ очень своевременно приняла решение о сокращении добычи. Оно не приведет к росту цен, но и ждать снижения котировок до 67-72 долларов тоже вряд ли стоит. Скорее надо ориентироваться на коридор 85-90 долларов за баррель.