19.10.2022 03:16
Поделиться

В Кыргызстане отметили юбилей актрисы Тамары Жумакаевой


Тамара Жумакаева создала собственный образ комиссара в пьесе Всеволода Вишневского.
Тамара Жумакаева создала собственный образ комиссара в пьесе Всеволода Вишневского. / Архив семьи Жумакаевых

Нарынский областной академический музыкально-драматический театр имени Муратбека Рыскулова открыл новый сезон спектаклем, посвященным юбилею знаменитой землячки, народной артистки КР Тамары Жумакаевой. За свою творческую биографию она сыграла около сотни ролей, познакомив жителей высокогорного края с шедеврами русской и зарубежной классики. Тамара Жумакаева покорила сцену, не имея профессионального театрального образования, самостоятельно обучаясь актерскому мастерству на примере российских коллег.

Роль за ночь

Тамара Жумакаева родилась в небольшом селе Куланак, расположенном на левом берегу горной реки Нарын. Ей не было и пяти лет, когда погибли ее родители, и воспитанием малышки занялись родственники.

Первой в маленькой Тамаре разглядела творческие способности ее старшая сестра. Однажды она заметила, как девочка, помогая по хозяйству, запела чистым голоском песенку из популярного фильма. Когда Тамара пошла в школу, на ее тонкий музыкальный слух обратили внимание и учителя. Чуть позже девочка охотно выступала на конкурсах художественной самодеятельности, а после окончания восьмого класса успешно сдала экзамены в музыкальное училище.

Наступил 1960 год. Тянь-шаньский областной музыкально-драматический театр (ныне Нарынский областной академический музыкально-драматический театр имени Муратбека Рыскулова) объявил конкурс - набор актеров, в котором решила попытать удачу и юная выпускница музыкального училища.

- В то время областной театр был кузницей театральных корифеев, - рассказал "РГ" его художественный руководитель, заслуженный артист Кыргызстана Курсант Абдрахманов. - Во-многом это связано с худруком учреждения Медербеком Назаралиевым. Он только-только окончил театральный институт имени Александра Островского и преподавал уроки сценической речи и движения актерам-любителям. Благодаря ему театр подарил республике именитых мастеров. На его сцене играл Муратбек Рыскулов, который получил звание народного артиста СССР. Его имя, кстати, и носит сейчас наш театр. Здесь блистали Бакирдин Алиев, Сейиказы Андабеков, Сабира Кумушалиева и многие другие артисты, получившие признание в республике и за рубежом. Медербек Назаралиев и обратил внимание на талант юной выпускницы музучилища, которая выдержала все испытания конкурса.

Медербек Назаралиев пригласил Тамару Жумакаеву в театр, предложив роль в пьесе, повествующей о гордости и любви. Вот только времени на подготовку почти не осталось. До открытия театрального сезона оставались считаные дни, а на премьере спектакля ждали высокого гостя из столицы республики - первого секретаря Фрунзенского горкома Турдакуна Усубалиева, который был родом из Нарынского региона.

Словом, значительный по размерам текст нужно было выучить за три дня. Но Тамаре хватило ночи. Утром, когда труппа собралась на репетицию, начинающая актриса поразила коллег-актеров и худрука блестящим знанием роли. Причем девушка запомнила не только свой текст, но и реплики других участников спектакля. Неудивительно, что первая же роль принесла Тамаре успех.

Комиссар и дочь Атабека

После было еще множество работ, часть которых актриса считала, как она сама выражалась, родными. Такой, например, стала для Тамары Жумакаевой роль Жапаргул, дочери уважаемого колхозника Атабека. Спектакль поставили по одноименной драме кыргызского писателя Токтобота Абдумомунова. Согласно сюжету, девушка полюбила корыстолюбивого молодого человека. Парень воспользовался ее чувствами и авторитетом ее отца. Получив желаемую должность, он бросил Жапаргул ради городской любовницы.

До Тамары Жумакаевой эту роль играли другие, порой именитые актрисы. Но у молодой нарынской звезды Жапаргул стала особенной. Если другие артистки видели героиню девушкой, "наполненной сентиментальной драмой", то у Жумакаевой она получилась сильной, не павшей духом личностью.

"Получил истинное наслаждение от спектакля, - писал в своих воспоминаниях автор произведения Токтобот Абдумомунов. - Только сегодня я увидел ту Жапаркул, которую задумал".

Переломным же в творческой биографии Тамары Жумакаевой стал 1967 год. В СССР отмечали 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Нарынский драмтеатр стал первым в тогдашней Киргизии, кто "замахнулся" на "Оптимистическую трагедию" Всеволода Вишневского. Режиссер очень волновался. Он не знал, поймут ли зрители глубинки сложное произведение и будет ли удачным перевод на кыргызский язык.

Эти вопросы вынесли на заседание худсовета театра. Совещались долго и решили, что главную роль - женщины-комиссара - нужно отдать Тамаре Жумакаевой. Пришел черед волноваться самой актрисе. До этого она играла в спектаклях кыргызских драматургов. Образы местных женщин были ей близки и понятны. Здесь же предстояло сыграть совсем иную героиню. Впрочем, долго сомневаться Тамара не привыкла. Прежде чем приступить к репетициям, она изучила работы известных российских актрис, которые уже играли "Оптимистическую трагедию", - народной артистки РСФСР Алисы Коонен из Московского камерного драматического театра имени Таирова и Ольги Лебзак из Ленинградского театра имени Пушкина. Затем перечитала книги о создании самого спектакля и постановках, которые уже состоялись. Несколько раз пересмотрела художественный фильм.

"Для Тамары Жумакаевой образ комиссара был нераскрытой тайной, сундуком за семью печатью, ибо она не знала особенности русского характера, образ жизни того времени, - поясняла в рецензии к спектаклю известная кыргызская искусствовед Жамабубу Токоева. - Она должна была прожить на сцене жизнь женщины-комиссара, политработника, фанатично преданного революции. Актрису беспокоили две крайности трактовки образа. Если сыграть роль чувственно, та потеряет идейно-художественный смысл. Если же на высокопатриотическом уровне и в таких же тонах, игра превратится в пустой крик и администрирование злобной фанатички. Тамара долго входила в образ, неустанно работала над ним. Дело в том, что при постановке произведений мировой драматургии остается общая фабула развития действий: содержание, время, одежда, образ жизни. Однако при трактовке образа актер может внести свое видение - внутренний мир героя, его чувства, образ мыслей, характер, чтобы зритель мог понять образ, пропустив события через свою национальную призму. Такой образ комиссара, похожий на легендарных кыргызских девушек-баатыров Кыз-Сайкал, Жаныл Мырза, Каныкей, и создала Тамара Жумакаева".

После женщины-комиссара Тамаре Жумакаевой доверили не менее сложную, характерную роль Полины из произведения советского драматурга Николая Анкилова "Солдатская вдова". Наряду с положительными героинями кыргызской актрисе блестяще удавались и образы отрицательные. Например, ленивой и коварной Дарыки в пьесе Бакы Омуралиева "Эхо".

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала директора Национальной телерадиовещательной корпорации Кайрата Иманалиева, заведующую литературной частью Нарынского областного академического музыкально-драматического театра Гульнару Акунову, а также сотрудников Нарынского областного медиацентра.

Нарынская Курманжан Датка

Апофеозом творческой карьеры Тамары Жумакаевой называют роль алайской царицы Курманжан Датки. Эту героиню, как утверждают близкие актрисы, она как будто ждала всю жизнь. Спектакль о Курманжан Датке поставили в 2000 году по одноименному произведению популярного кыргызского писателя Кайрата Иманалиева.

- Зная, что значила эта женщина для кыргызстанцев, Тамара страшно волновалась, - вспоминает народная артистка КР Бермет Омурова. - Она ездила в Алай, туда, где происходили события, связанные с алайской царицей. Много читала о своей героине и блестяще сыграла алайскую царицу, хотя на тот момент уже испытывала серьезные проблемы со здоровьем. Все коллеги поражались ее выдержке и терпению. Многие не выдерживали, уходили за кулисы и там буквально ревели от переживаний. Сама же Тамара не выносила слез, поэтому коллеги старались не показывать ей тревоги. Мы с Кенжекулом Мендебаировым были ее партнерами во многих спектаклях. Скажу, что играть с Тамарой Жумакаевой было одно удовольствие. Режиссеры же ее просто обожали, ведь она, даже несмотря на свои регалии, никогда не кичилась ими. Когда Тамара заходила в гримерку, помещение наполнялось какой-то исходящей от нее доброй энергией.

Кстати

В память о Тамаре Жумакаевой труппа Нарынского областного драмтеатра поставила пьесу "Актриса". Спектакль, посвященной артистке, рассказывает о ее удивительной творческой судьбе. Ожидается, что постановку в честь Тамары Жумакаевой покажут в других региональных театрах республики.