Каждый год в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозят около 3,1 млн тонн жизнеобеспечивающих грузов. 75% из них составляют топливно-энергетические ресурсы. Грузы в рамках этой программы поступают в 25 регионов России, но основной объем завоза приходится на четыре региона - Якутию, Чукотку, Магаданскую область и Красноярский край. Ежегодно так обеспечивается снабжение около 3 млн человек.
"Будет обязанность по созданию минимальных резервов ключевых товаров жизнеобеспечения. И мы хотим поднять ответственность на федеральный уровень для того, чтобы не допустить такого вакуума ответственности, который случился осенью 2021 года в дальневосточных портах. Когда частные перевозчики просто, извиняюсь, отказались от своих обязательств и перебросили суда и контейнеры на более выгодные маршруты. Каждый из них, может быть, и не считал, что он нанесет какой-то ущерб благополучию граждан, но когда все одновременно перестали везти памперсы на Камчатку и арматуру на Чукотку, то регионы остались без важных товаров. А потом на это еще наложились льды", - отметил Чекунков.
Для анализа и прогнозирования развития Северного морского пути (СМП) была создана цифровая система аналитики транспортной активности и экологических рисков в Арктике - Arctic Labs. Система анализирует порядка 150 показателей и выдает несколько десятков возможных сценариев развития событий на ближайшие 15 лет. Якутия стала пилотным регионом для тестирования цифровой модели.
Ранее президент Владимир Путин поручил правительству к марту 2023 года разработать и внести в Госдуму законопроект о едином координаторе северного завоза, а также предложить единого морского оператора, который будет обеспечивать северный завоз на трассах Северного морского пути.