Пермский балет многие десятилетия привлекает к себе внимание наравне со столичными театрами. Но перспективное планирование, давно ставшее для него нормой жизни, в последние сезоны теряет свою эффективность. Вот и нынешняя премьера первоначально имела совсем иную конфигурацию - в планах было возобновление балетов Джерома Роббинса и Уильяма Форсайта, которые не шли в России нигде, кроме Перми, и были репертуарными хитами.
Но несколько месяцев назад, когда все связи с зарубежными институциями и коллегами оказались разрушены, театр вынужден был срочно полностью пересмотреть не только список премьер, но сам способ существования. Так в фокусе внимания оказалась российская хореография. Для Перми это не эксперимент, а продолжение традиции многих десятилетий, когда труппа плодотворно поставляла отечественному балету оригинальные идеи - Николая Боярчикова, Георгия Алексидзе, Владимира Салимбаева. Благодаря тому, что в 2010-х в Перми работал активно действующий хореограф Алексей Мирошниченко, с труппой сотрудничали многие молодые постановщики. Один из них, Антон Пимонов, теперь стоящий у руля пермского балета, и предложил новый вечер одноактных балетов. Собирая команду хореографов, он говорил о том, что хотел объединить коллег, возглавляющих ведущие российские балетные труппы. Пермь, Екатеринбург, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве - действительно три главные компании, в последнее десятилетие расширяющие наши представления о современной хореографии, задающие тренды и поставляющие идеи.
Осознанно или интуитивно, Пимонов выбрал соратников, коллег и партнеров, с которыми имеет общую группу крови и существует в единой системе координат. Вячеслав Самодуров, несмотря на мизерные 7 лет разницы в возрасте, представляет уже старшее поколение российских хореографов, давно утвердившееся в статусе. Максим Севагин, наоборот, новейшее (и очень яркое) открытие отечественной сцены. Сам же Антон Пимонов в том самом плодотворном моменте карьеры, когда его премьеры ждут с интересом, но еще не требуют от каждой быть шедевром.
Вместе они представляют ленинградско-петербургскую балетную традицию, уходящую корнями к самому Мариусу Петипа. Пермская премьера привлекает повышенное внимание и тем, что два из трех спектаклей создаются на музыку, заказанную специально для этого вечера. Самодуров, уже сотрудничавший с Юрием Красавиным и Анатолием Королёвым, на этот раз выступает в дуэте с Владимиром Ранневым, автором нескольких опер, дебютирующим в балете. Их опус Ultima Thule минималистичен - 20 минут музыки, несколько солистов. А Пимонов предложил сотрудничество Антону Светличному из Ростова-на-Дону, для которого это первый опыт работы с оперным театром. Композитор работал по подробному плану, разработанному хореографом, - их "Арктика" рассчитана на пару премьеров, корифеев и кордебалет и задумана как финал вечера.
Контрастом этим спектаклям призван служить балет Максима Севагина "В темных образах", открывающий программу музыкой струнных концертов Вивальди.