Вопрос возник, конечно, не вчера. О том, что наше детское кино сегодня в лучшем случае похоже на бледную кальку с голливудских образцов, - известно всем. На каждом околокультурном форуме кинематографисты разных школ и поколений так или иначе размышляли: хорошо бы, если б государство взяло детские фильмы под свое крыло. А кульминацией всех этих разговоров в минувшем июне стала дискуссия на Совете при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей - под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Дискуссия прошла не зря.
Вице-премьер правительства Татьяна Голикова приводила конкретные цифры: "Фондом кино ежегодно выделяется миллиард рублей на производство фильмов для детей и семейной аудитории". Среди успешных начинаний - Институт развития интернета, в просторечии "министерство культуры в Сети": с его участием вот-вот будет запущено не менее 250 аудиовизуальных проектов, а к 2024 году - все 750.
Но ведь произвести контент одно - другое дело, будут ли его смотреть те юные зрители, кому он адресован? Астраханский губернатор Игорь Бабушкин, поделившись мыслями о старом фильме "Офицеры" и новых "Подольских курсантах", эмоционально предложил: нужна система, скажем, в рамках нацпроекта "Образование" прямо финансировать коллективные походы школьников в кинотеатры, организовать просмотры фильмов на интернет-платформах.
"Деньги мы найдем, но где найти сценарии? По-моему, сейчас очевиден кризис жанра", - размышляла Валентина Матвиенко. Режиссер Никита Михалков, назвав проблемы в воспитании молодого поколения "системными и страшными", предложил: "У меня даже была идея брать старые сценарии "Суворов", "Кутузов", "Корабли штурмуют бастионы", те старые сценарии великих исторических картин, и в новых технологиях снимать это кино. Потому что это работало".
А шире всех, пожалуй, подошел к вопросу гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров: пора возрождать систему советского кинематографа, которая была лучшей в мире. Но каким образом? "Мне кажется, имело бы смысл создать какую-то структуру либо в рамках минкультуры, либо в рамках Фонда кино, где был бы генпродюсер и были бы редакторы. Они и разрабатывали бы, и отвечали за программу создания фильмов для детей и подростков - как и было в советском кинематографе".
Чем завершилось обсуждение? Вскоре после него в перечне поручений президента министерству культуры появился пункт: найти возможность за счет бюджета водить детей в кинотеатры, на фильмы, развивающие их "на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей". И вот теперь спустя несколько месяцев новый поворот. Государство даст денег на кино. Оно же оплатит билеты. Для современной истории - просто невидаль.
Как будет выстроена новая система финансирования детского кино? Появится ли новая структура в минкультуры, отвечающая специально за детское кино? Станет ли, как в прежние времена, флагманом производства детских и подростковых фильмов вновь Киностудия им. Горького? Строить прогнозы, фантазировать пока никто не спешит. Вопрос серьезный - требует подхода вдумчивого.
На Киностудии им. Горького лишь твердо подчеркнули: "Новый указ о полном госфинансировании - мера необходимая и своевременная". За последние годы здесь полностью перезапустили собственное производство - начали снимать документальные и научно-популярные фильмы, возродили знаменитый киножурнал "Хочу все знать!". Вышло на экраны подростковое фэнтези "Календарь ма(й)я". Прошли премьеры двух комедий, снятых в сотрудничестве с другими кинокомпаниями, - "Мой папа-вождь!" и "Молодой человек". Зимой в прокат выходит семейная комедия "Дядя из Чикаго". Завершены съемки детского детектива "Чижик-Пыжик возвращается". Кинофабрика берет разгон.
Юлиана Слащева, гендиректор Киностудии им. Горького и председатель Совета директоров "Союзмультфильма" поделилась: "Уже сегодня государство помогает в создании контента, который, в свою очередь, не только привлекает зрителей - его замечают крупные игроки рынка, бизнеса и инвесторы. Уверена, что государственное финансирование подтолкнет качественное развитие целого жанра в кино".
Гендиректор "Ленфильма" Федор Щербаков рассуждает: "Контент для детей и юношества всегда очень сложен. Потому как детская аудитория - часто протестная, бунтарская. Нужно уметь разговаривать с ней. Классики "Ленфильма", такие как Динара Асанова, например, блестяще справлялись с этим. Я убежден, что у нынешних наших мастеров кино это тоже получится".
Известный сценарист, художник и актер Александр Адабашьян, вспоминая картины, созданные им вместе с режиссером Анной Чернаковой - "Собачий рай", "Жили-были мы", "Про Лелю и Миньку", - говорит: "Мы все время с нашими картинами существовали впроголодь". Хотя, казалось бы, истории в традициях советского кино, снимались звездные артисты, но... "Мы выиграли на днях конкурс в минкульте на экранизацию гайдаровской книги "Судьба барабанщика". Это часть нужного нам бюджета, остальное мы должны искать сами, - продолжает Адабашьян. - А поиск денег всегда чрезвычайно затруднен. Все ведь, вложившись, хотят получать прибыль. Но детское кино - это все-таки не про прибыль".
Средства нашел, снял фильм, смонтировал - а дальше? Прокатывать кино для детей и подростков современные кинотеатры не хотят. Причина та же - на этом не заработаешь. Ситуацию с прокатом Адабашьян называет просто: "ущербность".
С ним согласен легендарный советский режиссер Александр Митта - а он на фильмах для детей собаку съел. Его "Друг мой, Колька!" посмотрели почти 24 миллиона зрителей. Потом были "Звонят, откройте дверь", "Точка, точка, запятая...". С прокатом, сборами и фестивальными гастролями - какие и не снились многим в наше время. "Конечно, без господдержки проката, - говорит Митта, - детскому кино пробиться на современный кинорынок трудно".
И что касается системы детского кинематографа - по мнению Александра Митты, она не может строиться по лекалам блокбастеров. Он уверяет: люди, которые создают кино для детей и подростков, - на других не похожи. "Они не относятся к кино спекулятивно, это подвижники, это романтики, которые еще хотят, чтобы кино что-то значило в нашей жизни. И я уверен, тут прямая связь: с государственным финансированием будет больше хороших картин".
Многие говорят о том же, на что обратил внимание Шахназаров: нужно вернуть и институт редакторов. Стоит вспомнить о них - поднимается крик о "цензуре". Просто путаница в головах и в понимании критериев профессии. На самом деле речь - о профессиональном подходе к будущим фильмам уже на уровне сценария.
Еще одну опасность видит Александр Адабашьян: "Сейчас объявятся тысячи кинематографистов, которые будут уверять, что всю жизнь мечтали снимать кино для детей. А потом мы получим фильмы, где дети играют в двух-трех эпизодах, - а все остальное будет тем же самым, что мы нередко видим на экранах и сегодня. И что смотреть противопоказано. Важно от этого застраховать детское кино".
Пока все думают, что ждет детское кино в свете новых государственных подходов, - в столичном Доме кинематографистов открылась выставка фотопортретов создателей наших знаменитых анимационных фильмов. Тут что ни имя - мировая слава! Леонид Шварцман, Гарри Бардин, Федор Хитрук, Александр Петров... Всего на выставке 50 мультипликаторов - и их рисунки. Мастера будто из тени вышли - очень вовремя - с заветом молодым: осваивая горизонты детского кино, не забывайте оглянуться.
По количеству зрителей и кассовым сборам первые три строчки в списке самых успешных фильмов, снятых в России для детей и подростков, занимает трилогия режиссера Дмитрия Дьяченко "Последний богатырь", "Последний богатырь. Корень зла", "Последний богатырь. Посланник тьмы". В общей сложности на эти три фильма было продано около 22 миллионов билетов.
Вслед за фильмами Дьяченко в списке кассовых российских фильмов для детей - "Конек-Горбунок" режиссера Олега Погодина - 4 813 001 зритель.
Дальше снова богатыри, только на этот раз анимационные фильмы студии "Мельница". Самый успешный фильм из этой серии "Три богатыря на дальних берегах" посмотрели 4 026 596 зрителей. Он на пятом месте в рейтинге детского и подросткового кинопроката.
Всего по российской франшизе полнометражных мультипликационных фильмов о приключениях трех самых известных богатырей, начиная с 2004 года, снято уже 11 серий. В общей сложности на них было продано более 22 миллионов билетов.
"Решение по поддержке детского кино - это очень сильная позиция государства по защите и воспитанию детей.
Ведь детское кино не развлечение, это урок. Только форма подачи иная - не класс и учитель, а зрительный зал и история героев, через которую дети узнают о дружбе и предательстве, о помощи или безразличии, о ценности семьи, об исторических событиях. Плачут, смеются и через это учатся сопереживать. Хорошее кино западает в душу, его можно помнить всю жизнь, потому что, когда смотрел, что-то понял впервые в жизни. Это очень мощный инструмент воспитания! Но только если детские фильмы делать профессионально, со знанием дела и детской психологии".