Как простой парень из Слуцка создал уникальный двигатель ракеты "Восток" и попал в историю

Стоя у громадной модели ракеты "Восток" возле Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге, удивляешься: как простому слуцкому парню Семену Косбергу, сыну кузнеца-кустаря, удалось создать настоящее чудо техники - двигатель третьей ступени, чтобы запустить на орбиту такую махину?! А когда я прошлась по экспозиции музея, убедилась, что этот гениальный ученый оставил еще более глубокий след в космонавтике СССР. Например, без него бы мы никогда не увидели обратную сторону Луны…

В музее космонавтики много удивительных экспонатов: спутники, луноходы, аппараты для исследования Венеры и модель МКС. Рассматриваю глобус Луны и нахожу Море Дождя, Океан Бурь и… Кратер Косберга. В нескольких шагах от глобуса уникальный экспонат - 7 миллиграммов лунного грунта. Он был доставлен на Землю более полувека назад аппаратами "Луна-16" и "Луна-24". И здесь, конечно же, не обошлось без Косберга и его уникального двигателя.

Семен Ариевич родился в 1903-м в Слуцке в большой еврейской семье. Он был старшим сыном, поэтому и помощь в кузнечном деле отцу ложилась на его плечи. К любви к металлу позже добавилась и страсть к учебе: сначала он постигал знания в слуцкой гимназии, которая, кстати, по сей день принимает учеников, а позже пошел в местное коммерческое училище.

В музее имени К.Э. Циолковского можно и без двигателя третьей ступени выйти на орбиту: побывать в макете МКС, ознакомиться с бытом и снаряжением космонавтов

Образование пришлось прервать из-за революции, что не смутило Семена: когда все успокоилось, он записался на вечерние курсы и получил полное среднее образование.

Юность у гениального конструктора тоже была непростой: в 1925-м отправился служить в Красную армию, затем трудился на фабрике слесарем. И только спустя пару лет поступил в Ленинградский политехнический институт, где и понял, что его призвание - быть конструктором летательных аппаратов. Перевелся в Московский авиационный институт, позже по распределению отправился в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошел огромный профессиональный путь и создал целый ряд изобретений для авиационных моторов.

Но в 1950-1960-х человечество грезило полетами на Луну. И самым большим достижением того времени был запуск двухступенчатой ракеты-носителя, которая успешно вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это, к слову, дело рук Сергея Королева, который также имеет белорусские корни - его отец родом из Могилева.

Так, наверное, звезды сошлись, что два технических гения объединили силы в покорении космоса. С февраля 1958-го началась работа королевского ОКБ-1, занимавшегося камерой сгорания, и косбергского 154-го. В 1959-м они создали уникальный двигатель - РД-0105, который мог развивать вторую космическую скорость. Благодаря ему ракеты смогли не только достигнуть поверхности Луны, но еще облететь и сфотографировать ее обратную сторону.

- Когда Королев решил заняться этим, его многие коллеги отговаривали. Считалось, что Луна покрыта огромным слоем пыли, - рассказывает научный сотрудник музея космонавтики Надежда Павлишак. - Переживали советские ученые, дескать, аппарат утонет в ней и исследования сорвутся. Королев настоял, что Луна твердая, и оказался прав. Первые победы были за СССР - отправился аппарат "Луна-1". Уже второй аппарат совершил жесткую посадку и разбился, а третий аппарат и сделал легендарное фото. Следующим громким шагом была "Луна-9", которая совершила мягкую посадку и стала первым искусственным спутником Луны. Так начались масштабные ее исследования. Кстати, аппараты СССР за все экспедиции добыли 330 грамм лунного грунта.

После этого и появился кратер Косберга, а у самого конструктора - Ленинская премия и докторская степень. А затем началась работа над двигателем третьей ступени. ОКБ Семена Ариевича разрабатывало его более года. И 12 апреля 1961-го весь мир смог увидеть грандиозный успех. Очевидцы рассказывали, что после старта ракеты с первым человеком на борту сотни глаз были прикованы к Косбергу. А когда Юрий Гагарин произнес: "Косберг сработал!" - конструктор даже подпрыгнул на месте и широко улыбнулся.

Советник Кеннеди позже признался, что американцы, услышав слова советского космонавта, были в полном недоумении. Им и в голову не пришло, что речь о конструкторе, они судорожно пытались понять, что же это за аппарат такой под названием Косберг.

Кстати, в калужском музее имени К. Э. Циолковского можно и без двигателя третьей ступени выйти на орбиту: побывать в макете МКС, ознакомиться с бытом и снаряжением космонавтов, постоять рядом со спутниками, прикоснуться к самым редким видам космических аппаратов. А главное - увидеть далекие планеты так близко, как не может позволить себе ни один телескоп. Это возможно благодаря новому комплексу "Интерактивная планета", где в небольшом зале на сферическом экране раскрываются все секреты Вселенной. Во многом благодаря гениальному сыну кузнеца из белорусского Слуцка космос стал ближе.

К слову

Совместные пресс-туры белорусских и российских СМИ давно вошли в практику диалога двух стран. Ядром недавнего визита, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и медиагруппой "Россия сегодня", стал экспертно-медийный форум "Промышленное и научно-технологическое сотрудничество России и Беларуси. Наука. Космос. Образование". Одним из пунктов его программы стало посещение старейшего промышленного предприятия России: Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры, основанной в 1718 году по указу Петра I. Располагается она в знаменитой усадьбе Гончаровых.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться