19.10.2022 08:18
    Поделиться

    Окончание в некоторых регионах частичной мобилизации остановило рост цен

    За несколько недель с момента объявления в стране частичной мобилизации россияне серьезно изменили свои покупательские предпочтения. Спрос на армейскую экипировку бил все рекорды. Не по сезону растут продажи туристических товаров. Но в первой декаде октября ситуация начала меняться, спрос пошел на снижение, а цены перестали расти.
    Бронежилет без пластин сейчас обойдется примерно в 30 тысяч рублей.
    Бронежилет без пластин сейчас обойдется примерно в 30 тысяч рублей. / Иван Макеев / "Комсомольская правда"

    Собрать любой ценой

    Семь позиций, которые с 21 сентября показали максимальный рост продаж, относятся к экипировке мобилизованного, свидетельствуют данные сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace. Сильнее всего в интернет-магазинах выросли продажи тактических перчаток, термобелья, разгрузочных жилетов, мультитулов, берцев, туристических лопат и сухпайков.

    С одной стороны, власти уже заявляли, что мобилизованным гражданам предоставляется все необходимое обмундирование, медикаменты и питание. С другой - существует список вещей, которые мобилизованные могут взять с собой, и именно эти вещи побили рекорды продаж. Следом за повышением спроса выросли и цены.

    К примеру, термобелье показало рост продаж почти на 900%. Средняя цена комплекта при этом взлетела на 50% - с 1,2 тысячи рублей до 1,8 тысячи. Такой рост продаж можно объяснить тем, что одному мобилизованному требуется несколько комплектов, поясняет руководитель спецмагазина TacTec Денис Яковлев. Он также отмечает, что термобелье хотя бы есть в наличии, а вот запасы другого влагоотводящего белья (носков, трусов) быстро заканчиваются.

    Обувь мобилизованным выдают, но разрешается взять с собой пару удобных берцев. И похоже, многие решили воспользоваться этим советом. Продажи мужских берцев выросли на 288% и прибавили 13% к среднему чеку, сейчас их можно купить в среднем за 3,6 тысячи рублей за пару. Спрос сейчас именно на зимние модели, поясняет Яковлев.

    Сильнее всего прибавили в цене разгрузочные жилеты - 110%, до 5,7 тысячи рублей, еще 20 сентября покупка жилета обходилась всего в 2,7 тысячи рублей.

    Не все товары показали рост цены. Так, продажи тактических перчаток выросли более чем на 1000%, серьезно опережая все остальные категории. А средний чек на этот товар упал больше чем на 70% - до 238 рублей. Туристические лопаты тоже показали снижение цен на 20% - до 2,1 тысячи рублей, хотя их продажи выросли на 219%.Также мобилизованные могут взять с собой фонари и зажигалки, продажи которых выросли на 45% и 22% соответственно. А цены при этом существенно не изменились.

    Интересная история произошла с мультитулом. Он попал в список вещей, которые мобилизованный может взять с собой. В итоге цены на него выросли на 30%. В среднем он стал обходиться в 1,5 тысячи рублей против 1,1 тысячи несколькими неделями ранее. А вот его "близкий родственник" туристический нож, который может не отличаться от мультитула по функционалу, потерял в цене 3% и стоит 1,1 тысячи.

    Мультитул и туристический нож - два брата-близнеца. Но в товарах, которые мобилизованные могут взять с собой, значились только мультитулы. И цены на них повысились. Фото: Соцсети

    В спецмагазины люди идут за особым снаряжением, которое не купишь в интернет-магазине, поясняет Яковлев. К примеру, TacTec фиксирует рост продаж бронежилетов. Покупка дорогая, не для каждого. Ведь и по карману такой товар не многим: 20-30 тысяч за сам жилет и 60-150 тысяч за бронированные пластины, которые и обеспечивают защиту.

    Покупки россиян в интернет-магазинах говорят о том, что они готовятся к нестандартным ситуациям. Спросом начали пользоваться туристические товары. Продажи газовых горелок выросли на 154%, топоров - на 90%, а также туристических аксессуаров, в том числе наборов для выживания - на 88%. Но обычно период импульсивных покупок длится недолго.

    C 3 октября ситуация начала стабилизироваться

    С 3 октября ситуация начала стабилизироваться. Онлайн-сервис сравнения товаров и цен Price.ru зафиксировал с 3 по 8 октября снижение спроса на армейскую экипировку на 44%. Меньшим спросом стали пользоваться предметы обмундирования: бронежилеты (-54%), берцы (-43%), термобелье (-45%),тактические перчатки и рюкзаки (-46%, -40%). А также на содержимое аптечек: жгуты (-27%), гемостатические бинты (-43%), жгуты-турникеты (-45%) и сами аптечки (-43%). В сервисе отметили, что с 3 октября цены на армейскую экипировку и туристические товары не изменились.

    Охота на ценник

    Неумеренный рост цен на товары для мобилизованных уже стал предметом внимания ФАС. Служба провела анализ цен на армейскую экипировку совместно с региональными органами прокуратуры и выявила случаи существенного превышения цен. Продавцам были выданы предостережения прокуратуры. В службе уточнили, что продолжат совместно с органами прокуратуры контролировать соблюдение антимонопольного законодательства и при выявлении нарушений примут меры реагирования.

    Проверки ФАС были инициированы после жалоб покупателей и депутатов Госдумы на завышение цен на армейскую экипировку. Служба направила запросы в сети "Военторг", "Спортмастер" и HAKKI с требованием предоставить информацию о динамике отпускных и закупочных цен на товары за август - сентябрь 2022 года. Была запрошена информация о ценах на экипировку у крупнейших маркетплейсов.

    Но не во всех случаях продавцов удастся обязать снизить цены. "Производство экипировки является нерегулируемым видом деятельности. И цены на эти товары формируются в условиях рынка", - поясняет председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова. Антимонопольщики не имеют права регулировать цены на эти товары, находящиеся в свободной продаже, а могут лишь пресекать нарушения рыночного ценообразования. "Если формированию цены способствует антиконкурентное соглашение между производителями или продавцами, то антимонопольный орган должен доказать, был ли сговор между ними, и принять меры антимонопольного реагирования", - рассказывает Акимова.

    Солевой эффект

    Вслед за новостями, которые могут как-то повлиять на ассортимент и цены в магазинах, россиянам свойственно делать запасы. Так было в самом начале пандемии, когда ажиотажный спрос на крупы привел к пустым полкам некоторых магазинов. Правда, ненадолго. В этот раз ажиотажного спроса на продукты и повышения цен на них не наблюдается. Запастись россияне решили, пожалуй, только солью. Ее продажи за последние две недели выросли на 31%, свидетельствуют данные компании "Эвотор".

    Даже в тех категориях, где фиксируется повышенный спрос, не наблюдается роста цен. Продажи мясных консервов увеличились на 85%, а детского питания - на 35%, а вот продажи круп, которые скупались в пандемийный период, выросли только на 10%. Цены на продукты при этом остались прежними, а мясные консервы вообще подешевели на 5%.

    Траты не ко времени

    Мобилизация сказалась и на рынке смартфонов. Их продажи упали на 30% сразу после ее объявления. Сработало несколько причин. Во-первых, в нестабильных экономических условиях людям не до замены гаджетов. Во-вторых, пользоваться смартфонами на территории воинских частей запрещено, для этого лучше приобрести кнопочный телефон. А к нему взять пауэрбанк - их продажи, кстати, выросли на 40% за последние недели. Есть и третья причина: некоторые эксперты уверены, что заемщикам - мужчинам призывного возраста сложнее теперь получить кредиты, в том числе на дорогую технику.

    Поделиться