19.10.2022 12:33
Поделиться

В Воронеже выставили редкие гравюры на сюжеты из Ветхого Завета

Адам и Ева в раю, Моисей со скрижалями, Самсон и Далила, Сусанна и старцы - известные и полузабытые герои Священного Писания стали центром новой выставки "Ветхий. Вечный" в Областном музее имени И. Крамского. Из фондов выбрали более 20 образцов европейской живописи и графики XVI-XX веков. Большая часть экспонируется впервые. Проект воплотили в рамках "Дней Израиля в Воронеже".
Большая часть гравюр и образцов европейской живописи экспонируется впервые.
Большая часть гравюр и образцов европейской живописи экспонируется впервые. / mkram.ru

Библейские сюжеты в искусстве не редкость. Но художники чаще обращались к евангельским событиям, а выставку решили посвятить Ветхому Завету. В поисках подходящих гравюр старший научный сотрудник Валерия Меремьянина просмотрела около трех тысяч архивных карточек на графику - всего их в собрании музея семь тысяч. Каждый из найденных оттисков имеет особую ценность. Репродукции фресок Рафаэля и картин Рембрандта, книжные и журнальные иллюстрации выполнены ведущими граверами Италии, Франции и Англии в разных техниках и форматах. В общий ряд вписалось несколько небольших живописных работ: сцены из жизни древних праведников и пророков прорисованы маслом по меди, дереву и даже... по грифельной доске.

- Леонарт Брамер относится к кругу прерембрандтистов и выбивается из общей колеи своими необычными пристрастиями в сюжете. Голландцы писали природу, натюрморты, портреты. Чисто религиозная живопись у них была не так распространена, хотя в пейзажах встречаются персонажи из Библии. Например, на нашей выставке (и в постоянной экспозиции музея) есть картина Ромбаута ван Тройена, который любил изображать ночную природу, горы, пещеры - и в такой контекст поместил сцены бегства семьи Лота из Содома, - рассказала Меремьянина. - А Брамер, в свою очередь, по какой-то причине раз за разом обращался к судьбе царя Давида. Работа, которая хранится в Воронеже, рисует его триумфальное возвращение после победы над Голиафом. Для большего драматизма художник переносит действие в ночное время: свет луны и факелов озаряет античные руины и лица героев, облаченных в чисто голландские костюмы и береты (итальянцы тоже традиционно писали ветхозаветных персонажей в национальной одежде). Чернота самой грифельной доски позволяет тонко прописать фигуры, выступающие из темноты.

Некоторые работы создавались только в качестве иллюстрации - таковы, например, на выставке обе Ревекки, добродетельные девушки, готовые начерпать воды для усталых путников, или пленительная Далила. Художники XVI века использовали сюжет о Сусанне, за которой подглядывали старые ханжи, чтобы изображать красоту обнаженной женщины. Так, к нему не раз прибегал Рубенс, в Воронеже представлена копия его картины, хранящейся в Старой пинакотеке Мюнхена. Гравер Эмиль Пьер Демезон сумел передать барочное восхищение художника здоровым пышным телом, контраст молодости и старости, развращенности и чистоты. Рядом - другая Сусанна, одетая и причесанная по моде XIX века. Французская художница Элоиза Лелуар вообще-то занималась оформлением дамских журналов, поэтому в ее работе ветхозаветная дева выглядит как очередная модель.

Подчас, однако, библейские сюжеты служили аллегорией к событиям современности. Выполняя заказ, художник стремился провести параллели между судьбой героя и заказчика. Такой подход ярко демонстрируют два экспоната, связанных с папой Юлием II. Гравюра по фреске Рафаэля "Изгнание Илиодора" раскрывает сюжет из 2-й книги Маккавейской: сирийский сановник Илиодор попытался украсть казну Иерусалимского храма, но по Божьему велению там появился конь со страшным всадником и юноши с бичами. Роспись была сделана для Апостольского дворца в Ватикане и отсылала не только к истории об изгнании Христом торговцев из храма, но и к деяниям Юлия II. Второй экспонат - копия статуи Моисея, высеченной Микеланджело Буонарроти для гробницы папы. Образ пророка, который получил от Бога скрижали Завета и вывел иудеев из египетского плена, намекал на миссию понтифика, выступавшего за национальное освобождение Италии.

Подчас, однако, библейские сюжеты служили аллегорией к событиям современности

- Стоит обратить внимание на гравюры "Продажа Иосифа" (с оригинала Ангелики Кауфман) и "Юдифь и ее служанка" (по картине Артемизии Джентилески, чьих произведений в России нет). Женщины-художницы - в принципе редкое явление для тех эпох. К тому же Джентилески в своих работах выражала яркую оппозицию жестокому мужскому миру. Тут важно знать ее биографию: в юности художница пережила изнасилование и через творчество пыталась преодолеть свою травму. Отсюда, в частности, интерес к фигуре Юдифи, которая прельстила полководца Олоферна и отрезала ему голову, - отметила куратор выставки.

Сегодняшний зритель уже не так свободно ориентируется в библейской истории и истории живописи. Поэтому к экспонатам подобраны цитаты из Ветхого Завета и стихотворений русских поэтов - от Пушкина ("Певец Давид был ростом мал...") до Ахматовой ("Юдифь", "Лотова жена").

прямая речь

Валерия Меремьянина, старший научный сотрудник Музея имени И. Крамского, специалист по западноевропейской живописи:

- "Дни Израиля" подали хороший повод показать хотя бы часть воронежской коллекции графики. Она ведь хранится в фондах не потому, что не представляет ценности, а потому, что по правилам хранения не может экспонироваться более трех месяцев. Благодаря гравюрам мы видим шедевры живописи, которые находятся в крупнейших музеях Европы. Некоторые картины, включенные в выставку, входят в нашу постоянную экспозицию. Но там их сложно рассмотреть, а здесь можно подойти вплотную.

Справка "РГ"

Выставка "Ветхий. Вечный" продлится до 6 ноября по адресу: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: +7 (473) 255-38-67.