Возле мурала мексиканского художника Фарида Руэды, ставшего одним из символов фестиваля, нельзя не остановиться: привлекают буйство красок и яркие образы, а также размер - картина занимает весь фасад девятиэтажки. К тому же дом стоит немного особняком, поэтому изображенные на картине девушка и медведь издалека смотрят на своих зрителей.
Увы, но сегодня именно эта картина пострадала больше всего после того, как была, так сказать, "дорисована" муниципальными коммунальщиками. Они широкими мазками заделали швы между панелями, там, где появились трещины. В результате бетонная решетка в буквальном смысле заперла девушку в "темнице", а грязного цвета линия разрезала ее лицо прямо по линии глаз.
А вот мурал художника Джениса де Мана из Нидерландов. Автор пояснил, что сама форма стены натолкнула его на мысль превратить ее в огромный книжный шкаф. И "библиотека" теперь тоже выглядит не слишком презентабельно.
Подобным образом пострадало еще с десяток работ. Все находятся на панельных домах.
Первыми происходящим возмутились горожане: в социальных сетях они стали помещать снимки испорченных картин. Вскоре об этом узнали во всем крае. А затем появились первые комментарии чиновников. Так, в региональном фонде капремонта уточнили, что все происходящее, оказывается, "часть работ по восстановлению муралов".
"Подготовка фасадов выполнена в рамках программы капитального ремонта с гарантией на пять лет. Это значит, что при появлении малейших дефектов покрытия подрядчик обязуется их устранять. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, подрядная организация произвела восстановление швов многоэтажек. Теперь необходимо восстановить графические рисунки, - сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе фонда. - К сожалению, на написанные картины гарантии не были предоставлены, и заботы об их реконструкции мы взяли на себя. Очевидно, что картины должны восстанавливать квалифицированные художники-граффитисты, имеющие опыт в данной сфере. Такие профессионалы найдены, и в конце этого месяца они прибудут для реконструкции картин. Работу планируется завершить до конца 2022 года".
Однако на деле все оказалась не так радужно.
В администрации Изобильненского округа, в который входит Солнечнодольск, корреспонденту "РГ" заявили, что окончательной договоренности еще нет, а идет только согласование цены восстановительных работ.
- Художники подсчитали, что для этого потребуется около полутора миллионов рублей. Но подрядчики немного сомневаются. Считают, что можно и дешевле сделать. Сейчас они урегулируют этот вопрос, - говорит глава администрации муниципалитета Владимир Козлов. По его словам, приглашать авторов муралов не планируется, хотя ведутся переговоры с художниками, имеющими отношение к "Культурному коду". "В том числе с руководителем проекта Дмитрием Левочкиным. Понятно, сами картины полностью меняться не будут. Левочкин и несколько опытных художников восстановят дефектные места с помощью тех же материалов, которыми была сделана картина", - добавил глава округа.
Правда, сам Дмитрий Левочкин в разговоре с корреспондентом "РГ" удивился, услышав об этом, так как "не получал предложений и не общался с кем-либо из представителей ставропольских властей". А еще признался, что удручен сложившейся ситуацией и вообще "со скепсисом относится к возможности восстановить картины".
- Представьте, что вы купили новую машину, а потом разбили ее. Возможно ее сделать новой? Так и испорченные работы восстановить в первозданном виде нельзя, - говорит художник. - С подобной ситуацией за многие годы проведения "Культурного кода" в разных городах России я столкнулся впервые.
Другие профессионалы, занимающиеся созданием масштабных картин на фасадах домов, также уверены: один год - слишком короткий срок для появления проблем с муралами. Руководитель проекта Graffity Russia Кирилл Цукур утверждает, что рисунки могут жить пять-семь лет и даже гораздо дольше. Но только при условии, что подготовка фасада проведена тщательно и правильно. И это особенно касается панельных зданий.
- Мы уже сталкивались с тем, что через год-два управляющая компания решала самостоятельно утеплить швы. Картинка портится, но мы такие работы восстанавливали. В результате к подобной проблеме стали внимательно относиться, и теперь всегда даем заранее рекомендации или делаем сами: нанимаем строителей, которые заделают швы так, чтобы в ближайшие пять-десять лет их не трогали, - поясняет эксперт. - В принципе, восстановление в данном случае возможно, хотя и трудно будет подобрать все материалы, поэтому могут случиться несостыковки по цветам. Но это все-таки лучше, чем оставить все как есть.
К тому же художнику, который восстанавливает не свою работу, придется долго подбирать цвета. Если сразу удастся, то фасад можно реанимировать за два-три дня. А если не удастся, то процесс по трудозатратам может быть сопоставим с нанесением мурала заново.
- Кроме технических сложностей, не стоит забывать и о юридических аспектах, - добавляет руководитель АНО "Центр защиты бизнеса Ставропольского края" Сергей Владимиров. По его мнению, сотрудники фонда капремонта и местные власти явно их не учитывают. Например, кому после окончания "Культурного кода" принадлежит мурал? Является ли он общедомовой собственностью? Если так, то любые работы на фасаде, касающиеся картин, должны проходить только с согласия жильцов. Не стоит забывать и об авторском праве: может ли кто-то, кроме самих художников, создавших картины, прикасаться к ним?
- Необходимо узнать, что написано в документах, определяющих правила фестиваля. Невозможно просто так, на бегу, найти непонятно кого, кто быстренько что-то подкрасит, и все будут довольны. Представьте, что потрескалась "Мона Лиза" и позвали каких-то художников ее подрисовать, - продолжает юрист. - Кто проводил исследование повреждений? Какой эксперт оценивал ущерб, нанесенный произведениям искусства? И кто решил, что художники, которых будут привлекать для восстановления, достаточно компетентны? Все вопросы, связанные с муралами, сейчас нужно решать максимально открыто и публично, с привлечением профессионалов в сферах строительства и искусства.
По мнению экспертов, все эти вопросы останутся актуальными и в будущем, даже если поврежденные муралы сейчас восстановят. Некоторые работы, не тронутые поспешной реставрацией, уже демонстрируют признаки разрушений. Например, огромный слон кисти Дмитрия Левочкина - одна из первых работ фестиваля - покрылся сеткой потеков по границам бетонных панелей. Есть и другие муралы, имеющие трещины то тут, то там. Не исключено, что такой ремонт станет ежегодным.
Во всяком случае, никто пока не дал гарантии, что стены других домов долго "выдержат" новый вид искусства. Что весьма актуально для чуть ли не всех российских городов, где в последние годы появилось громадное множество разнообразных муралов. Причем немалое их число превратилось в местные достопримечательности.
Кстати
"Культурный код" - международный фестиваль, во время которого художники со всего света приезжают в моногорода или районы больших городов и рисуют огромные картины на фасадах жилых многоэтажек. Сначала "закодировали" Одинцово в 2019 году, а затем фестивали проходили в Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде, в арт-кластере "Таврида" в Крыму. Всего было создано больше сотни муралов. В Солнечнодольске участие в "Культурном коде" приняли больше 60 художников из 16 стран мира.