Поделиться

    В Сочи эксперты обсудили, как бороться с нелегалами-таксистами

    В Сочи прошла международная конференция TAXI-2022, в которой приняли участие более тысячи представителей транспортной сферы из России, СНГ и Африки.
    Чаще всего при регистрации самозанятые указывают профессию "водитель такси"
    Чаще всего при регистрации самозанятые указывают профессию "водитель такси" / Артур Лебедев/РИА Новости

    Большой интерес вызвали особенности регулирования рынка такси в России и странах СНГ. Своим опытом в этой области поделились не только отечественные эксперты, но и представители Киргизии и Узбекистана. Они обсудили нормативно-правовые аспекты в этой сфере. Но самые горячие дискуссии вызвал вопрос работы самозанятых в такси.

    И это не удивительно. По оценкам специалистов, в настоящее время в России в разных областях работают уже около шести миллионов самозанятых. Причем их количество стремительно растет. Примерно за две недели таких граждан в стране становится больше почти на 100 тысяч.

    - Чаще всего при регистрации самозанятые указывают профессию "водитель такси", - констатировал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ Андрей Бударин.

    По данным ФНС, в целом с начала действия нового налогового режима суммарный налог, уплаченный самозанятыми во всех сферах деятельности, приближается к 60 миллиардам рублей. (Напомним, специальный налоговый режим для самозанятых граждан - это налог на профессиональный доход, который применяют с 2019 года. Его платят по льготной ставке.) Водителей такси, выбравших эту форму налогообложения, насчитывается около 520 тысяч. Они заработали за этот период 164 миллиарда рублей. Средний доход самозанятого водителя такси в начале текущего года составлял 42 тысячи рублей в месяц, а средняя стоимость поездки оценивается налоговой службой в 254 рубля.

    На конференции обсуждались вопросы упрощения работы в данном налоговом режиме. По информации налоговой службы, используемая ведомством технология открытых программных интерфейсов позволяет регистрироваться, отражать доходы, платить налоги вне мобильного приложения ФНС. То есть партнеры налогового ведомства получили возможность интегрировать эти функции в свои приложения. Этим уже воспользовались сервисы "Яндекс.Такси", «Максим». На сегодняшний день 37 процентов доходов самозанятых отражается в сервисах партнеров ведомства.

    Это намного упрощает жизнь самозанятым, освобождая их от лишней волокиты с бумагами, отчетами и прочим. Сервисы сами показывают доходы, удерживают суммы для уплаты налога. В итоге все в плюсе: налоговая получает средства, агрегаторы - легальных партнеров, самозанятый - небольшую процентную ставку налога и полную автоматизацию процессов.

    Участники встречи в Сочи задались вопросом, почему же статус индивидуального предпринимателя до сих пор дает больше преференций. Институт индивидуального предпринимательства был принят для удобного администрирования налогов. Но на данном этапе это можно делать в упрощенном режиме. Преимуществами, которые дает статус ИП, можно наделить и самозанятых. Например, сейчас есть ограничения для самозанятых в сферах, требующих лицензирования. Но эксперты полагают, что если лицензию может получить индивидуальный предприниматель, то нет никаких причин, по которым ее не может получить самозанятый.

    Средний доход самозанятого водителя такси в начале текущего года составлял 42 тысячи рублей в месяц, а средняя стоимость поездки оценивается налоговой службой в 254 рубля

    - Отрасль такси не самая прозрачная с точки зрения налогообложения, - считает Андрей Бударин. - Ее обелению могут помочь самозанятые. Мы прекрасно понимаем, что платить все налоги у работающих в некоторых областях не получится и наивно ожидать, что они действительно станут платить. Но мы будем поддерживать все продуманные инициативы, которые касаются работы самозанятых граждан и ИП.

    Мир стремительно трансформируется, и традиционная трудовая деятельность претерпевает существенные изменения. Так, сейчас ряд банков готовит предложения по эквайрингу для самозанятых. ФНС, со своей стороны, обещает провести интеграцию в мобильное приложение платежных систем, чтобы сделать возможной оплату "телефон к телефону".

    - Самозанятость очень интересна как водителям, так и агрегаторам, - отметила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. - Упрощение их работы - назревший вопрос, решение которого отрасль ждет длительное время. Как известно, в такси немалое количество нелегалов. Одним из действенных способов вывода их из серой зоны может стать данный налоговый режим. Общественный совет по развитию такси, как другие представители таксомоторной отрасли, считает, что поддержка, оказываемая сейчас федеральным налоговым ведомством, очень своевременна и ожидаема в профессиональной среде.

    На конференции также были затронуты вопросы безопасности перевозок, успешного функционирования таксопарков, использования электромобилей в качестве такси. Кроме того, эксперты обсудили работу такси в мире, в частности, в странах Африки. Своим опытом поделились сотрудники российской компании Yango, которая ведет бизнес в африканских государствах. О работе такси рассказали представители Камеруна и Замбии.

    - Такси в Африке достаточно хаотично, а общественный транспорт в привычном понимании отсутствует, например, нет метро, - сказал директор по странам Африки Yango Адени Адебайо. - Но людям нужно передвигаться, поэтому частота использования такси на этом континенте даже выше, чем во всем мире. Например, недавно Uber объявил о том, что он сделал свой первый миллиард поездок в Африке.

    Кстати

    Согласно исследованию аналитического центра "Башкирова и партнеры", большинство самозанятых (61 процент) выбрали этот вариант занятости потому, что мечтали сменить профессию, еще 29 процентов легализовали деятельность, которой занимались раньше. Десять процентов раньше работали по найму, но теперь решили оказывать те же услуги самостоятельно.

    Поделиться