"По дороге в Мурманск я зашел в магазин купить продуктов, - рассказывает Виталий Никитин. - Стою, картошку выбираю. Заходит женщина: а это чьи дети на улице с велосипедами? Одни! Я их спрашиваю, как же вас мама-то отпустила? А они мне: да кто ж ее спрашивать-то станет? Дед сказал ехать - и мы поехали".
Виталий Никитин - этот самый дед. Их мама (дочь Виталия Викторовича), конечно, в курсе, где ее дети, Герман и Ян. Они путешествуют. Виталий Никитин в прошлом учитель географии, на пенсии. Говорит: "Так-то я обычно не признаюсь, что мы из Москвы. Москвичей не любят. Да и в Москву из Арсеньева (город на Дальнем Востоке), мы переселились относительно недавно".
Ездят часто и много. Гоняли в Крым. Катались по Золотому кольцу. Есть мечта проехать по Европе: от португальского мыса Рока (самая западная точка Евразии) - на Восток. А еще пересечь Израиль с юга, от пустыни Негев, до Бахайских садов в Хайфе.
"Кстати, купить продуктов та женщина нам не дала. Зазвала к себе домой, позволила накопать картошки. Так что с детьми выгодно ездить", - смеется Никитин.
А затем, перейдя на серьезный тон, добавляет: "Но мы обычно не нахлебничаем. Если останавливаемся на фермах, то предлагаем отработать. Я сено убираю, умею косить, дети подметают хоздвор. Хотя продукты нам часто дают бесплатно: молоко, масло, однажды вручили огромный шмат сала, хотя мы лишь попросили воды. Часто своих детей зовут, нас показывают: "Смотри! Ты вот за компом сутками сидишь, а они на велосипедах из самой Москвы приехали!" Нам даже неловко..."
В поездке все продумано до мелочей. Дети подготовлены к нагрузкам. Старший, Ян, еще ходить толком не мог, но самостоятельно освоил до 30 способов бега на коленях. С пяти лет ежедневно гулял с дедом, проходя от 5 км по городу.
С младшим братом в качестве утренней зарядки легко, играючи, отжимаются по 150 раз. Из любимых дисциплин: бег, плавание, кикбоксинг.
Интересуюсь: в соцсетях не зависают? К играм равнодушны?
Нет, чудес не бывает. В смартфонах зависают точно так же, как и их сверстники. Да и не сказать, что к спорту внуки пришли сами по себе. Это заслуга деда.
"Да, гаджеты затягивают, - продолжает Никитин. - Только уткнулся в смартфон, а уже вечер. Они и в путешествиях, если есть сеть и возможность подзарядить телефоны, ухитряются зависать. Поэтому бываю деспотом. Но я все-таки педагог, умею увлечь, перевести физические нагрузки в игровую форму. Это же настоящее приключение. Когда ехали в Крым, то в Тульской области попали под проливной дождь. Всегда стараемся ехать не по скоростным шоссе, а по грунтовкам или даже по полям. Но в дождь это почти невозможно. Шли, толкая велики, через каждые несколько метров колеса нужно было чистить от грязи. Конечно, перепсиховали. Порвали две цепи, старший внук оторвал переключатель скоростей... И тут повезло: нашли полузаброшенную деревню. В одном доме встретили дачницу. Сразу спросила: "Голодные? Есть хотите?" Мы: "Хотим!"...
Люди их часто зовут ночевать к себе домой. Отказываются: не хотят быть в тягость. Вот и в тот раз переночевали не у хозяйки, а в заброшенном доме. А в ближайшем городке (подумаешь, всего 14 верст) нашелся магазин запчастей. Отремонтировались.
Ну как не приключение?
"Где только мы не ночевали: и в заброшенном кафе, и в лесу, - вспоминает педагог. - Спим в гамаках. Это удобнее, чем ставить палатку на сырую землю. Нужны лишь деревья, чтобы растянуть гамаки. Над гамаками - тент".
Ночуют и в чистом поле, в этом случае велосипеды ставят на растяжки, гамаки - между ними.
А можно и так: один конец гамака - к дереву, второй - к распорке. Никитин-старший обзавелся прицепом, в нем до 35 кг груза. И роль распорок теперь выполняют прочные алюминиевые трубки. При таком раскладе проще найти стоянку, ведь для трех гамаков нужно не шесть деревьев, а всего три.
Скорость по дорогам с твердым покрытием - до 25 км/ч. Суточный рекорд - 140 км.
"Самое тяжелое: езда по пашне, по примятой траве, - говорит Никитин. - Ноги "забиваются". Трудно. Плачут, но... едут".
А еще в долгих поездках надо предвидеть ситуацию, когда назревает психологическая усталость. Детям хочется вызвать маму, вернуться домой. Тогда дед-педагог предлагает: а давайте заедем на озеро или остановимся у красивой реки? Но место они должны выбирать сами. Так дети почувствуют, что они тут главные. И жутко самостоятельные.
И тогда поездка продолжится.
Хоть дед и называет себя деспотом, но они - команда. У каждого есть обязанности. Остановились: сразу переоделись в сухое. Умылись, нанесли мазь от кровососов. Дед готовит обед, внуки - за дровами для печки-щепочницы. Первым делом - чай.
Везде покупают молоко, особенно в фермерских хозяйствах.
Самое нелюбимое блюдо: овсяная каша (надоедает до ужаса), но без нее никак. А из самых обожаемых - копченая курица с овощами. Балуют себя чебуреками и беляшами, колбасой. Да и кока-кола и чипсы не под запретом. В обычной жизни это, конечно, нездоровая пища, но в таких поездках сладкое, соль и калории нужны.
Кстати, "нездоровая еда" пригодится при встрече с диким животным. Не шутка. На плечах у каждого рюкзак, в котором остатки перекуса (основной груз в велосумках). Встретил зверя - рюкзак на землю и медленно отступай. Запах копченой курицы и чебурека зверю интереснее, чем ты.
"Мы же грязные и вонючие, - самоиронизирует Никитин. - Нас даже бродячие собаки за своих принимают".
И все-таки, так ли полезно неделями крутить педали, наматывая тысячи км? Ночевать в лесу, тащить по непролазной грязи велосипеды... Какая польза?
А польза не на дорогах. Польза - она как послевкусие.
Представьте, насколько вдруг мягкой становится твоя кровать. Начинаешь ценить чистое белье, горячую воду из крана. Дров не надо, греть не надо, она уже горячая! И вообще, твоя жизнь, которая была серой и будничной, наполняется красками и ароматами. А ведь жизнь не изменилась. Изменилось твое к ней отношение.
Кстати, так освежить чувства полезно не только детям.
Мачете и улыбка лучше, чем одна улыбка