"Даже если завтра прекратятся все поставки, у нас есть чем лечить людей": Интервью с главным внештатным стоматологом Минздрава РФ Олегом Янушевичем

Большая часть оборудования, инструментов и материалов, которые используются в стоматологии, производится за рубежом. Способны ли наши предприятия заместить импортные поставки? Изменилось ли отношение россиян к стоматологической помощи? На вопросы "РГ" ответил ректор Московского государственного медико-стоматологического университета, главный внештатный стоматолог Минздрава России, академик РАН Олег Янушевич.
Визит к зубному врачу перестал быть стрессом как для взрослых, так и для детей.
Визит к зубному врачу перестал быть стрессом как для взрослых, так и для детей. / Аркадий Колыбалов

Олег Олегович, так возникнут ли проблемы с нехваткой материалов или инструментов?

Олег Янушевич: Как главный стоматолог, я официально заявляю, у нас 88 процентов позиций полностью закрыты российскими материалами. Даже если завтра прекратятся все поставки, у нас есть чем лечить людей. Кроме того, от поставок на российский рынок своей продукции отказалась всего одна зарубежная компания. Поэтому нельзя говорить о том, что мы останемся без импортных товаров. В конце сентября в Москве прошла крупнейшая стоматологическая выставка, и мы видим, что серьезного снижения представительства зарубежных компаний не произошло. На смену компаниям из Европы и США пришли производители из Китая, Индии, Южной Кореи, которые производят аналоги высокого качества, стоматологи просто переориентируются на другие сегменты мирового рынка. Есть, однако, две проблемы, но они касаются импорта в целом. Первая - усложнилась логистика. Вторая - курс валюты, который планирует от минуса к плюсу. Может измениться закупочная цена ряда расходных стоматологических материалов. Но их доля в среднем не превышает 7 процентов себестоимости услуги. И в связи с этим хотел бы предупредить коллег, особенно из частной сети: не надо в такое непростое время перекладывать свои затраты на пациента. На сегодняшний день есть все возможности не увеличивать расценки даже при росте цен на материалы.

В стоматологии 88 процентов позиций полностью закрыты российскими материалами: если даже прекратятся все поставки, есть чем лечить людей

Надеюсь, вас услышат. А что касается оборудования и инструментов - для них есть отечественные аналоги?

Олег Янушевич: В принципе, у нас есть аналоги практически всех инструментов. Те, что производят наши предприятия в Казани и Серпухове, уже давно пользуются спросом у российских стоматологов из-за своей дешевизны и хорошей эргономики. Может быть, есть проблемы с борами, но и это проблема решаемая. Есть вопросы с композиционными материалами отечественного производства, которые пока недотягивают до качества импортных. Но говорить, что у нас нет композитов, было бы неправдой. У нас есть композиты, которые нормально работают. Но врач-стоматолог часто выбирает импортный, потому что привык к нему. И второй момент: наши производители не всегда выдерживают стабильный уровень качества. Но система контроля качества - это проблема не только для стоматологии, и ее надо решать.

Что касается стоматологических установок, то у нас их производят три компании. Одна из них, где руководитель - вдумчивый инженер, производит аналог, который ничем не уступает западным. Сейчас мы в университете вместе с казанским предприятием тоже запускаем проект российской установки. Потому что еще в 2020 году министр здравоохранения поставил перед нами задачу добиться импортозамещения в стоматологии. И мы по ряду направлений, в частности, по композитам, кое-чего уже добились. Например, разработали наноматериал с графеном, которому нет аналогов в мире, и опубликовали об этом статью. И уже после 24 февраля я получил 12 приглашений из Японии, Италии, Франции, Германии и других стран приехать с сообщением об этом материале. Естественно, я никуда не поеду...

В этом году вашему вузу исполнилось 100 лет, и вы открыли в его структуре научно-исследовательский институт стоматологии. Чем он будет заниматься?

Олег Янушевич: В этом НИИ мы объединим все лаборатории, которые занимаются импортозамещением. И я надеюсь, что через год-два мы по всем позициям, которые у нас еще не закрыты, задачи решим.

А как сейчас обстоят дела с оборудованием и материалами для зубопротезирования?

Олег Янушевич: Для вытачивания коронок, вкладок, мостов из циркона наши предприятия выпустили 3D-фрезерный станок, который, я считаю, не уступает ни одному станку в мире. С учетом того, что у нас есть и отечественные циркониевые заготовки, не возникнет и проблем с изготовлением протезов на базе циркона. А это самый актуальный материал для протезирования, потому что от кобальтоникелевых сплавов современная стоматология постепенно отказывается. Но и с металлами, включая золотые сплавы, у нас было и есть все в порядке.

А сами технологии протезирования - они тоже меняются?

Олег Янушевич: У меня есть книга 1906 года издания, которая и сегодня абсолютно актуальна. Потому что в стоматологии совершенствовались не технологии, а технологические звенья. Например, там есть две статьи про гуттаперчи, которыми заполняют корневые каналы. Да, тогда они не применяли микроскоп или нитрит-титановые боры, которые не ломаются в каналах, но гуттаперчи применяли, и это до сих пор основной метод пломбирования корневого канала.

Да, были другие импланты, но археологи находили челюсти в Египте, в которые были вкручены металлические штифты. То есть, по большому счету, за пять тысяч лет эта идея не изменилась. А в начале прошлого века были жакетные коронки - фарфор, который обжигался на золотой фольге, то есть та же безметалловая керамика. В1891 году Александр III проводил свой последний госсовет, на котором Склифосовский заявил, что надо обратить внимание на качество зубоврачевания в России. И после этого образовались несколько зубоврачебных школ, а до этого подготовки зубных врачей как таковой не было и главным методом лечения было удаление зуба, причем практически без обезболивания. Сегодня все изменилось и тут: стоматологи широко применяют обезболивание, поэтому у молодых людей нет страха перед лечением зубов, который был у их родителей.

Не возникнет ли проблем с этими препаратами и специальными карпульными шприцами, которые даже укол делают практически безболезненным?

Олег Янушевич: Хочу вас успокоить: одна из наших компаний организовала такое производство, и по анестетику, и по шприцам у нас проблем не будет.

Сегодня стоматологи широко применяют обезболивание, поэтому у молодых людей нет страха перед лечением зубов, который был у их родителей

За последние годы стоматология изменилась разительно. На ваш взгляд, отразилось ли это на состоянии зубов населения?

Олег Янушевич: Конечно, тот объем стоматологической помощи, который сегодня оказывается, способствует повышению культуры населения и в плане гигиены, ухода за зубами и обращений к врачу. Но Россия - это не только Москва и Санкт-Петербург. К сожалению, выпускники стоматологических факультетов, даже с учетом целевого набора, не всегда охотно возвращаются в регионы. И в некоторых регионах, особенно с большими территориями, их остро не хватает. Это первый диссонанс. Второй диссонанс - это число честных и корректных докторов и количество докторов, которые пытаются заработать на пациенте. Это не только наша проблема, она общемировая. Я всегда привожу в пример две страны - Казахстан и Беларусь. В Казахстане стоматологию полностью перевели в частный сектор. А Беларусь сохранила государственную систему, и в ней уровень стоматологического здоровья на порядок выше. А казахстанцы все равно пришли к тому, что надо возвращать государственную помощь. Когда предлагают всю стоматологию перевести в платные услуги, я говорю: этого делать нельзя, мы должны оставить ее в системе госгарантий и давать пакет, который будет поддерживать стоматологическое здоровье населения на определенном уровне. Функция жевания - положение нижней челюсти как следствие здоровья нижнечелюстного сустава, заболевания слизистой оболочки, пародонта, первичный кариес и т.д. - это все медицинская помощь. Все остальное - красота, дорогие коронки и т.д. - это уже за счет вашего кармана.

Общеизвестно, что для здоровья зубов крайне важна гигиена и профилактика. Как обстоят дела с этим?

Олег Янушевич: Профилактика стоматологических заболеваний основной свой рывок сделала с конца 40-х до начала 70-х годов прошлого века. Нет сомнений, что государственная программа профилактики заболеваний зубов сохранила бы и средства, и здоровье граждан. Пока у нас такой программы нет. А она была. Финляндия, которая в 70-е годы по заболеваемости кариесом была одной из самых неблагополучных в Европе, взяла нашу государственную программу профилактики: фторировали молоко, воду, контролировали уровень начального кариеса в школах. И уже в начале 80-х победили кариес и даже закрыли одну из стоматологических школ, которая не работала потом несколько лет - не нужно было столько стоматологов. Я прекрасно понимаю, что сейчас важнее бороться с онкологией, с сердечно-сосудистой патологией, заниматься первичным звеном. Но то, что улучшить здоровье зубов только их чисткой невозможно, - это однозначно. Меня очень обнадеживает, что у молодежи формируется культура ответственного отношения к своему здоровью. Оно становится для них важной ценностью, а здоровья в целом без здоровых зубов не бывает.