В 2019 году обращение с опасными отходами I и II классов было передано Федеральному экологическому оператору (ФЭО). Тогда же началось создание единой государственной информационной системы для взаимодействия, а также учета и контроля отходов. С 1 марта эта система заработала и стала обязательной для всех участников рынка.
"Поскольку в России нет мощностей по переработке и получению первичного сырья, весь свинец получается после переработки отработанных аккумуляторов", - рассказал заместитель гендиректора Тюменского аккумуляторного завода Александр Рашинков. Металлургические мощности остались на Украине и в Казахстане после распада СССР, поясняет он.
По словам Рашинкова, раньше люди сдавали за деньги старые аккумуляторы в пункты приема. Оттуда старые батареи продавали на завод, где после переработки получали свинец и вторичный полипропилен. Сейчас эта система не работает.
После выхода закона с 2019 года обращались во все инстанции, но никакого ответа не получили, говорит Рашинков. "Наш завод на 60% недозагружен старыми аккумуляторами. Зачем регулировать то, что уже отрегулировано рынком?", - недоумевает он.
Президент Ассоциации предприятий по переработке и утилизации свинецсодержащих отходов "Экобат" и заместитель гендиректора по правовым вопросам крупнейшего в России свинцового завода "Фрегат" Татьяна Шевченко поясняет, что сейчас людям предлагается сдавать аккумуляторы бесплатно, так как владельцы пунктов сбора должны заплатить по тарифу ФЭО, а это 62 тыс. рублей за тонну. "Мы не можем получить сырье. У ФЭО тоже нет ресурса заставить население нести бесплатно. Аккумуляторы сейчас либо выбрасываются, либо понижается их класс опасности путем слива электролита", - говорит она.
Практически все свинцовые заводы вошли в оборонно-промышленный комплекс, сейчас они испытывают дефицит сырья, но не могут законно напрямую покупать аккумуляторы у населения или юридических лиц, добавляет Шевченко. Проблема с сырьем и загрузкой мощностей действительно есть, около 80% старых аккумуляторов образуется у населени, соглашаются в ФЭО.
"Сейчас делать какие-то прогнозы: справляемся, не справляемся, остановится у нас бизнес, не остановится - рано", - говорит начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности ФЭО Наталья Кривенко. Работа идет только полгода, пока объемы по заключенным договорам с отходообразователями 7 тыс. тонн, отмечает она.
В Ассоциации предлагают оставить за ФЭО функцию учета и контроля за отходами, но не давать вмешиваться в рыночные отношения.
Тем временем депутаты еще в марте внесли в Госдуму законопроект, который позволит бизнесу, собирающему у населения отходы I и II категорий опасности, не передавать их ФЭО. С такой же законодательной инициативой выступило и минприроды, она рассматривается в правительстве.