Сейчас хутор Старозолотовский - одна из ярких и самых интересных визитных карточек Нижнего Дона.
Правда, фильм режиссер Сергей Урсуляк снимал под станицей Вешенская. На подготовку декораций ушло около года, быт героев был воссоздан до мелочей. Когда съемочная группа уехала, встал вопрос о дальнейшей судьбе декораций. Донской предприниматель и меценат Али Узденов предложил перевезти их в другой район. В Старозолотовском декорации удалось не только сохранить, но и преумножить. По сей день в музей передают семейные казачьи реликвии.
Так умиравший хутор получил источник постоянных доходов. Здесь отмечают праздники, проводят экскурсии, народные гулянья. Фотосессии в казачьих костюмах пользуются огромной популярностью. Цена билета для взрослых - 700 рублей, детского - 300. Малышей до семи лет пускают бесплатно, пенсионерам и многодетным делают 50-процентную скидку. А каждую последнюю среду месяца посещение музея бесплатно для всех.
Круто изменилась жизнь всего хутора. Цена земли в нем выросла в десятки, а то и сотни раз. Теперь молодежь сюда возвращается. Работы здесь благодаря декорациям из "Тихого Дона" невпроворот. Возрождаются знаменитые золотовские виноградники, появилось чудесное лавандовое поле, да и за порядком в хуторе надо следить.
Местные жители за дополнительную плату проводят экскурсии по хутору со звучными названиями улиц: Атаманской, Донских казаков... Их там всего шесть, но какие интересные истории!
У хутора появился свой дресс-код. Нет-нет, он введен не для гостей, а для строений. Но местные этому очень рады: с ремонтом фасадов помогли меценаты, установили заборы. Дороги заасфальтировали. Заброшенные хуторские здания удалось восстановить по старым фото.
По экспонатам, зданиям и атрибутике можно изучать историю и быт донского казачества. Например, судить о доходе семьи можно было по тому, какой пол в доме. У Астаховых - полы деревянные, у Мелеховых - глиняные. Посредине куреня (в переводе с тюркского - круг, стойбище) непременно расположена печь - это сердце дома. Чтобы почувствовать себя настоящей донской казачкой (я же Мелихова), накидываю на плечи кашемировую шаль. В руки беру садник - деревянную лопатку для выпечки хлеба. А вот и рогач (ухват) - при помощи него чугунок ставился в печь.
На пятилетие музея "Тихий Дон" в Старозолотовский приехал режиссер Сергей Урсуляк. Он передал казачью фуражку, которую на съемках носил Сергей Маковецкий, сыгравший одну из главных ролей. "Наш вклад в это дело минимален. Но так приятно, что декорации удалось сохранить. Это очень большое, прекрасное дело", - уверен кинорежиссер.
Сегодня хутор Старозолотовский официально включен в список самых красивых в России.
Владимир Хотиненко, кинорежиссер:
Вопросы работы съемочных групп - это сфера деятельности местных властей и условий местного законодательства, и тут в каждом случае все решается индивидуально. Все зависит от того, кому принадлежит земля.
В Риме я успел увидеть копию базилики Эмилия, созданную в 2005-м для съемок сериала HBO "Рим", способную вместить больше тысячи человек. После завершения сериала в этих декорациях игрались спектакли, концерты, ее показывали туристам - до тех пор, пока базилика в 2018-м не сгорела.
На "Мосфильме", к счастью, до сих пор стоит уникальная декорация, начавшаяся строиться Кареном Шахназаровым для "Анны Карениной" и с тех пор расстроившаяся в целый город XIX века с казармами, дворцами, церквями, булыжными мостовыми... Там воссоздавали и русскую провинцию, и старый Тифлис, и даже Париж. Это теперь абсолютно экскурсионная вещь, включенная в программу посещения студии туристами!
Таким же объектом сегодня становится и музей в хуторе Старозолотовский. Если декорация тщательная, если она вписывается в контекст места, зачем ее ломать? Историческая фактура ушла, и именно кино ее восстановило, эпоху стало можно потрогать, увидеть своими глазами, а не абстрактно представлять.
Но не для всякой станицы находятся свои Узденовы и Шахназаровы. Моим съемочным группам не раз приходилось освобождать съемочную площадку от, не побоюсь этого слова, шедевров декораторского искусства. Так, на землях "Беларусьфильма" для фильма "1612" был в свое время построен целый город из бревен с гигантской крепостью, которую штурмовала наша массовка. Целые экскурсии после окончания съемок "Попа" ходили в созданную нашими художниками деревню с церковью и на подлодку из "72 метров", куда мы даже сумели поставить очистительные установки для воды!
Федор Попов, продюсер и режиссер кинокомпании "Стелла":
Для работы кинематографистов не существует специальных, каких-то особых доокументов и разрешений - они тут те же, что и для всех остальных подобных работ. Отправляясь на съемку в сельской местности, нужно получать разрешение у администрации - а можно снимать и "по-партизански", но так вы рискуете сорвать съемку, а съемочный день очень дорог, учитывая эксплуатацию техники, гонорары актеров и т.д.
Для работы в водоохранной зоне, да, нужно получать дополнительное разрешение, соблюдать установленные законом экологические правила, такие же, как везде - не бросать в воду посторонние предметы, разбивать лагерь не ближе 200 метров от водоемов и другое.
Что касается декораций, то вы пишете запрос с описанием того, что намереваетесь строить.
Чаще всего в разрешении нет ограничений, но, например, на трюк со взрывом бензовоза разрешения вы просто так не получите - или получите с большими оговорками: рядом обязательно должны дежурить пожарные и стоять машины, что тоже влечет дополнительные расходы. Бывает, что, строя декорации, вы, допустим, повреждаете деревья - в этом случае платите немалый административный штраф.
Было такое, например. Еще в советские времена, когда мы снимали Питер зимой и не было снега, мы его завезли - грязный с солью - и столько, что засыпали всю улицу, повредили фасады. Пришлось восстанавливать: я заключил договор с подрядной организацией, они все восстановили и даже фасады перекрасили.
Записал Андрей Васянин