В минпромторге рассказали, что инициатива была рассмотрена 11 октября на заседании рабочей группы по нетарифным мерам регулирования во внешней торговле подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
"По итогам заседания было принято решение о доработке предложения и повторном рассмотрении при необходимости", - рассказали в министерстве, не уточнив, впрочем, что конкретно требуется исправить в проекте.
Росрыболовство предложило ввести запрет экспорта красной рыбы и икры в начале сентября этого года. Глава ведомства Илья Шестаков объяснял инициативу неудачной лососевой путиной. В этом году вылов будет меньше, чем в четном 2020 году (выловы лососей традиционно сравниваются между четными и между нечетными годами). По данным Росрыболовства, к середине октября было добыто 267 тысяч тонн тихоокеанских лососей, а в 2020 году - 297 тысяч тонн, что называлось минимумом с 2009 года. В связи с чем и красной икры в России будет произведено меньше - около 8-9 тысяч тонн, то есть практически вдвое меньше, чем в прошлом году, оценивал Шестаков.
Из-за такого "неурожая" цены на красную рыбу значительно выросли. Кроме того, сейчас накладывается отсутствие поставок атлантической семги на российский рынок на фоне санкций. При этом в Росрыболовстве указывали на значительный рост экспорта лосося. Запрет на вывоз красной рыбы позволит обеспечить российских потребителей своим диким лососем и снизить цены на него, пояснял Шестаков.
В середине сентября минсельхоз и минпромторг запрашивали позиции отраслевых союзов относительно этой идеи. Из представленных Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников (ВАРПЭ) расчетов следует, что вводить запрет на экспорт лососевых нет смысла. В 2022 году объем поставок на внешние рынки не превышают 10% общего вылова. В сравнении с прошлым годом экспорт снизился на 10%. Финансовая эффективность экспортных поставок в 2022 году по отношению к 2021 году снизилась на 44% (в том числе из-за крепкого рубля).
При этом, несмотря на небогатый вылов, отпускные цены на горбушу и кету сейчас примерно на 24% ниже, чем в прошлом году, когда добыча составила более 493 тысячи тонн. То есть цены напрямую не зависят от объема добычи. Зато на заявление Росрыболовства рынок тут же отреагировал резким ростом цен - буквально за 20 дней сентября стоимость горбуши в ретейле выросла на 28% (до 320 тысяч рублей за тонну) и на кету на 22% (до 440 тысяч рублей за тонну).
"На основании сравнительного анализа отпускных цен на горбушу и кеты в зависимости от объемов добычи, не подтверждается вывод о "давлении" экспортных поставок на повышение цен внутреннего рынка, в том числе с учетом изменения курса доллара США в указанные периоды", - сделали вывод в ВАРПЭ. В связи с этим ассоциация не поддержала введение запрета.
Более того, запрет мог дать обратный эффект: поставщики рыбы, не желая терять маржу, стали бы придерживать продажи на внутреннем рынке, чем разогнали бы цены.
Чтобы минимизировать рост цен, в качестве альтернативы полному запрету экспорта эксперты предлагали временно обнулить пошлины на импорт дорогой рыбы, а для недорогой горбуши предусмотреть субсидии на ее транспортировку в центр страны по железной дороге, как это сделано для минтая.