Астрономы поймали сигнал, шедший до Земли почти 13 миллиардов лет

Международная команда астрономов описала сигнал, зафиксированный в сентябре 2021 года обсерваторией Neil Gehrels Swift Observatory. Этот сигнал был идентифицирован как гамма-всплеск (GRB), который произошел еще на очень ранней стадии существования Вселенной.

Как сообщает Space.com, открытие было совершено во время специализированного обзора неба. Обсерватория Нила Герелса буквально заглядывала в прошлое в поисках сигналов, которые шли до Земли очень много лет.

В результате был зафиксирован впечатляющий, по описанию авторов работы, взрыв, который произошел в ранней Вселенной. Это событие получило наименование GRB210905A, поскольку оно было идентифицировано как гамма-всплеск. Расчеты показали, что свет от этого взрыва шел до Земли 12,8 миллиарда лет. Причем у астрономов было очень мало времени на то, чтобы его запечатлеть.

Дело в том, что интенсивный свет гамма-всплесков обычно очень быстро тускнеет. Он представляет собой яркую вспышку, за которой следует довольно короткое "послесвечение". Астрономам удалось запечатлеть лишь то, что осталось от вспышки в виде оранжево-красной точки. Для этого были задействованы мощности нескольких инструментов, установленных на Очень Большом Телескопе Европейской южной обсерватории в Чили, в том числе его спектрограф X-Shooter.

Кроме того, исследователи использовали данные наблюдений роботизированных телескопов обсерватории Ла Силья, также расположенной в Чили. Точный источник обнаруженного гамма-всплеска установить пока не удалось. Гамма-излучение возникает в результате определенных типов столкновений частиц и ядерного распада радиоактивных веществ. А причинами такого процесса в космосе могут послужить несколько разных событий.

В данном случае ученые исключили возможность того, что сигнал исходил от магнетара (чрезвычайно компактного ядра умершей массивной звезды), поскольку у GRB210905A оказалось слишком много энергии для магнетара. Приоритетной является гипотеза о том, что обнаруженный древний гамма-всплеск образовался в результате поглощения гигантской черной дырой какого-то материала.